Правила поступления в высшие учебные заведения в этом году претерпели существенные изменения. Увеличилось число льготных категорий граждан. Но обычному школьнику поступить стало не проще.
Онлайн или офлайн
Об особенностях и новшествах поступления в вузы в 2022 году говорили в Москве в пресс-центре АиФ. К пояснениям, дискуссиям и рекомендациям столичных экспертов присоединились приморские преподаватели школ и университетов, представители приёмных комиссий, краевой департамент образования.
В начале 2022 года правительство России пересмотрело плановые цифры приёма на бюджетные места для «цифровых» факультетов, увеличив их до 160 000 человек – в два раза больше по сравнению с прошлым годом. Поставили задачу подготовить кадры для тех отраслей, где происходит оперативное импортозамещение, чтобы обеспечить технологический суверенитет России.
Как отметил член Комитета Госдумы по науке и высшему образованию Борис Чернышов, инициатива Правительства РФ о перераспределении контрольных цифр приёма на технические направления – крайне важная, так как экономика страны ставит новые задачи.
«К слову, IT – это не только компьютерщики. Возникают новые направления по киберпсихологии, по психологии виртуальной реальности. Программы, связанные с искусственным интеллектом, внедряются во многие направления подготовки. Это то, что нужно освоить не только айтишникам, но и специалистам по всем направлениям деятельности, – заметил декан факультета психологии МГУ Юрий Зинченко.
На вопрос: как будут поступать в этом году абитуриенты, Борис Чернышов ответил оптимистично: «С удовольствием!» Очень удобная вещь: «Сайт “Поступи онлайн”, например. Подаёшь документы и ждёшь зачисления!»
Профессор, д. э. н. Александр Латкин, руководитель во ВГУЭС Института подготовки кадров высшей квалификации, сказал, что вуз опирается на четыре главных направления в обучении студентов – политологию, юриспруденцию, IT-технологии и экономику. При университете совместно с московскими партнёрами создан IT-колледж, где разработаны уникальные программы, где будут обучать по современным методикам и с высоким уровнем технического оснащения.
«Между тем в последнее время очень востребована педагогика. Мы открыли новые педагогические направления в Уссурийском филиале и во Владивостоке. Учитывая, что сегодня нам нужны преподаватели новых формаций, идущих в ногу со временем», – добавляет ответственный секретарь приёмной комиссии ВГУЭС Светлана Клименко.
«Приёмная кампания пройдёт в смешанном формате: абитуриенту доступны как очное посещение приёмной комиссии, так и электронные сервисы подачи документов. Хочется особенно отметить сервис «Поступление в вуз онлайн» на портале Госуслуг, он позволяет абитуриенту подать документы сразу в несколько университетов, а также оперативно отслеживать конкурсную ситуацию, – подтвердил директор Департамента по работе с абитуриентами ДВФУ Михаил Компанец.
«Основываясь на современных трендах, можно предположить, что высоким спросом будут пользоваться специальности IT-кластера, экономические направления подготовки, юриспруденция, педагогика, инженерные образовательные программы. В последние годы наблюдается устойчивый рост интереса к медицинским специальностям», – согласился с московскими коллегами Михаил Компанец.
– У нас две категории абитуриентов, первая – выпускники школ, которые поступают по результатам ЕГЭ, вторая – ребята после медучилищ или после получения другого образования, они сдают вступительные экзамены, – поделился председатель приёмной комиссии Тихоокеанского государственного медицинского университета Игорь Королёв. – Чаще выбирают стоматологию, лечебное дело, психологию, на эти специальности конкурс достаточно высокий.
Квоты для льготников
В Министерстве образования Приморья сообщили: в высшие учебные заведения по решению президента увеличиваются целевые и бюджетные места. По сравнению с прошлыми годами на регион – 900 дополнительных. При этом главной особенностью вступительной кампании 2022 года станет дополнительная категория льготников.
– Это 10% квота для граждан, проживающих на территориях ДНР и ЛНР, а также для детей военнослужащих, которые выполняют свой долг, связанный со спецоперацией, – отметили в министерстве. – Для этой категории устанавливается возможность упрощённого поступления в вузы. А для детей военнослужащих, погибших во время проведения спецоперации, – приём в вузы без вступительных экзаменов в пределах 10% квоты.
Главной особенностью вступительной кампании 2022 года станет дополнительная категория льготников.
Это касается всех вузов без исключения. Так, в ДВФУ сообщили, что готовы предоставить для детей военных, участвующих в спецоперации, порядка 300 мест. В ТГМУ готовы принять на бюджетные места по результатам ЕГЭ детей военнослужащих, у кого родители погибли, – пройдут без вступительных экзаменов, учитывая 10% квоту.
– В этом году много ребят будут поступать в колледжи на технические специальности, а многие выпускники школ с высокими результатами ЕГЭ – именно в региональные вузы, – указала на ещё одну тенденцию этого года Светлана Клименко. – Нам важно, чтобы молодёжь оставалась здесь, нам нужны свои специалисты.
Другие важные моменты: если раньше для получения дополнительных баллов ЕГЭ использовались золотые значки ГТО, теперь можно предоставить серебряные и бронзовые значки. При зачислении необходимо предоставлять оригинал аттестата. В прошлом году документы подавали дистанционно.
Всё или ничего?
Большой резонанс на конференции в Москве вызвал вопрос – оставлять или ломать в стране двухуровневую систему высшего образования? Когда-то присоединение России к Болонскому процессу казалось важным элементом встраивания в западную экономику. Сегодня раздаются мнения о возвращении к традиционной системе высшего образования – специалитету – с обучением в течение пяти лет.
– Главное, чтобы мы не делали резких движений. Система образования, наверное, одна из самых инертных в государстве, и в этом и есть определённый смысл: просто так что-то менять на злобу дня – не нужно, – высказался Юрий Зинченко.
– Система прижилась, проведена колоссальная работа, выстроены программы бакалавриата, магистратуры, – соглашается с коллегой профессор ВГУЭС, д. э. н. Александр Латкин. – Изменить всё непросто, потребуется много усилий, экономических затрат, а куда девать тех, кто уже учится? Студенты возражают: с дипломом без Болонского процесса не примут и в дружественных нам странах, к примеру, в Китае, во Вьетнаме.
Ведущий экономист региона отметил, что этот вопрос – компетенции уровня президента, но обязательно к этому нужно привлекать преподавательскую, научную общественность, студентов.
Известно, что ещё в 2020 году зачисление в вузы проходило в два этапа: приоритетный для победителей олимпиад, льготников и целевиков и основной для тех, кто поступает по результатам ЕГЭ. «Вторая волна» в прошлом году была отменена, что вызвало ряд недоразумений.
Опытные педагоги убеждают абитуриентов не ждать до последнего момента. И очень надеются, что всё пройдёт без технических сбоев.
Кстати
В этом году, подавая документы в приёмную комиссию, абитуриенты могут принести итоги ЕГЭ за 2018, 2019, 2020, 2021 и 2022 годы.
Комментарий власти
Эльвира Шамонова, министр образования Приморского края:
– Мы заинтересованы в том, чтобы образованная молодёжь оставалась в Приморье, регион должен приращиваться молодыми специалистами. Рассчитываем на то, что они будут такими же успешными, как и те великие люди, которые развивали край. Работа по профориентации должна быть в каждой школе, чем больше специализированных и профильных классов, тем лучше. Обращаю внимание на специальности, на которые можно поступить с минимальным количеством баллов, – это машиностроение, технология наземного транспорта, промышленная экология, здоровье, клиническая медицина, прикладные виды искусств. Большая перспектива за педагогикой, молодые специалисты обеспечиваются благоустроенными квартирами и имеют на старте хорошие финансовые условия.
Мнение эксперта
Галина Коваль, директор «Международной школы нового тысячелетия»:
– Большую помощь в выборе профессии помогает профориентация, и работу в этом направлении нужно начинать со средних классов. Сегодня наблюдается тенденция: многие ребята уходят после 9-го класса в колледжи, потому что боятся сдавать ОГЭ. Некоторые не могут определиться с выбором и идут куда попало. Часто вопрос выбора вуза решают родители, и это неправильно. Для их чад наступает скучное времяпровождение в университете, а после окончания они либо положат перед родителями свои дипломы и пойдут другим путём, либо останутся невостребованными в своей профессии.