Примерное время чтения: 8 минут
367

Как устроен цирк? Тяжёлая работа артистов дарит людям улыбки

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. АиФ-Приморье № 22 31/05/2023
Цирк по-прежнему является важнейшим из искусств.
Цирк по-прежнему является важнейшим из искусств. / Александр Колегов / АиФ

Цирк – это всегда праздник. Для зрителей. Это самое честное искусство, у которого нет дублёров, каскадёров. Люди каждый день рискуют собственной жизнью. Делая трюки, работая с животными. По словам «цирковых», самое страшное в их работе – переживать за людей и животных во время репетиций и представлений. За то, чтобы они все были живы, здоровы.

А что происходит за кулисами? Какие тайны скрывает «манеж», как содержат животных – артистов. Наконец, действительно ли есть «дети, рождённые в опилках», и как стать цирковым артистом, рассказала инспектор манежа Владивостокского государственного цирка Виктория Верветченко.

Чего нельзя в цирке

Софья Дрованная, vl.aif.ru: В чём заключается работа инспектора манежа?

Виктория Вертеченко: Я полностью отвечаю за жизнь артистов, за животных. На мне – проведение репетиций и представлений, расстановка и подвеска реквизита. За всё, что касается представлений, работы артистов и безопасности их воздушных аппаратов, отвечаю я.

– Нравится вам работе в цирке?

– Люблю, когда в цирке движение. Животные гавкают, мяукают, рычат во время репетиций. Эта повседневная жизнь показывает, что цирк живёт и дышит. Когда цирк пустой, то это навевает маленькую грусть. Хорошо, что сейчас график представлений заполнен. Нет больших пауз между программами.

– А что самое сложное?

– Скажу по-другому. У нас простого ничего нет. Когда идёт представление, я всегда нахожусь в манеже. Контролирую весь процесс. Мне всегда очень волнительно от первой ноты увертюры до финальных аплодисментов. Когда идёт представление, сердце прямо трепещет. Очень переживаю за воздушные номера, за работу с хищниками, за работу акробатов. Когда номер заканчивается, на сердце становится легче. Но начинается другой номер, и снова новое волнение.

– Пара советов зрителям, которые приходят в цирк?

– Важно знать, что во время работы с хищниками нельзя вставать, нельзя отпускать от себя детей, потому что это очень опасно. У нас некоторые родители странно себя ведут, это было уже неоднократно. Вот вам реальная ситуация. Как-то на манеже появилась клетка с хищниками. Мама берёт маленького мальчика, толкает к клетке, говорит: «Смотри, киса, иди погладь». Люди почему-то считают, что животные – это просто игрушки. То же самое и с медведями. А медведь – это самый страшный хищник, который есть в природе. Пытаются к медведю подойти: «Ой, смотри, мишка». Очень нужно внимательно к этому относиться.

Контролёры у нас уже работают по много лет, и они знают правила, во время работы с животными они следят за зрителями, но иногда бывает такое, что и не уследишь. Даже я иногда стою и смотрю в манеже и понимаю, что сейчас что-то произойдёт. Люди также начинают снимать со вспышками, начинают на животных наводить камеру, это тоже очень опасно. Наши осветители, которые работают на световых пушках, тоже должны быть очень сконцентрированны. В любой момент, если пушкой посветить не туда, куда нужно, может случиться беда. Может случиться травма или животное может испугаться. Так что главное для зрителей, чтобы они во время представления не фотографировали со вспышкой, не отпускали от себя детей. Правила поведения должны соблюдать, потому что цирк – это опасное искусство.

– Многие, кстати, не понимают, чем помешает фото с телефона со вспышкой. Там ведь она не очень яркая.

– У каждого номера своя режиссёрская партитура: и световая, и трюковая, и звуковая. Когда артисты репетируют, готовят свой номер, у них уже есть партитуры. Они привыкают к тому освещению, которое им нужно. Это всё входит в постановку номера, и это готовится заранее. Уже работая, артисты не обращают внимания на эти лучи прожектора. А неожиданный свет может отвлечь, сбить.

Животные тоже привыкают к однообразию, к тому, что происходит в манеже. Например, какие-то животные не работают в световых пушках, потому что свет мешает. Всё это репетируется заранее.

Заставить нельзя

– Как проходит дрессировка животных?

– Возьмите хоть домашнего кота, хоть слона, хоть какоето морское животное. Первое правило дрессировщика - это любовь к животным. Если нет взаимопонимания у животного и у дрессировщика, то ничего не получится. Дрессировщик с детства наблюдает за животными. Если животное не захочет что-то сделать, ты никогда его не заставишь. Например, мы с детства наблюдали, смотрели как они прыгают, что им больше всего нравится. Интересно, что в итоге животные сами себе придумывают трюки. А человек потом просто воплощает их задумки. Из этого потом получаются замечательные трюки. Также и у хищников, дрессировщик наблюдает за животным, смотрит на его способности, возможности, что ему больше всего нравится. Потом из этого он выбирает что-то необходимое. Подкормкой, лаской закрепляются прекрасные номера. Взаимоуважение и любовь друг к другу – это основные факторы дрессуры.

Работа артиста цирка тяжёлая. Они репетируют с утра до ночи, потому что терять свою физическую форму – опасно.

– Цирковые животные умеют обижаться?

– Обижаются. В том году был аттракцион с бизонами Рустама Газзаева. Они стояли у нас во дворе, и мы подружились с Оскаром, великолепным бизоном, вожаком. Когда выходила во двор, он шёл поздороваться. Но иногда, когда я выходила, меня кто-то отвлекал. И на Оскара я не сразу обращала внимание. Он уходил, обижался, и потом я уже уговаривала его: «Ну ладно, ну что ты обижаешься? Ну вот, давай, иди сюда». Он потом: «Ладно, пойду к тебе». Животные как люди, всё понимают. Когда прихожу в цирк, я всегда первым делом смотрю, что происходит в манеже. Потом иду на конюшню, во все помещения для животных. Смотрю, как животные себя чувствуют, как у них там, всё ли в порядке, разговариваю с ними. Животных надо любить, и они тебе ответят тем же, любовью.

– Есть ли ещё истории, которые вызывают у вас тёплые воспоминания?

– Историй очень много. Например, мои самые любимые животные – это тигры, я их просто обожаю, это самая моя большая любовь. Год назад у нас работал Виталий Смолянец, наш великий человек и дрессировщик, который без двух ног выходит в клетку, у него замечательный аттракцион. Я каждое утро приходила к тигрятнику, животные слышали мой голос, подходили, подставляли носы. Таких историй очень много.

Я теперь цирковой
 

– Как становятся артистами цирка?

– Обычно в цирк идут бывшие спортсмены. Или специально учатся этому искусству в цирковом училище имени Михаила Румянцева. Например, мой муж пришёл в цирк, он был чемпионом Европы, Мира и Советского союза по спортивной гимнастике. В 1984 году закончил свою спортивную карьеру и пришёл работать в цирк. Первый его номер был акробатический на дорожке.

– А человек с улицы, не спортсмен, может работать в цирке?

– Случаи разные бывают. Если у человека есть желание и стремление, то он может добиться всего. Но для этого нужна, во-первых, физическая, спортивная подготовка. Во-вторых, какое-то умение. У человека должно быть понимание того, что он делает. Конечно, человеку, который никогда с этим не был связан, будет тяжело. Основная масса артистов у нас называется «рождённые в опилках» – это дети из династий, которые рождаются в цирке. Их родители работают в цирке, дети продолжают семейные традиции. Их начинают с детства тренировать, растягивать, обучать акробатическим трюкам. Некоторые дети не хотят с этим связываться и уходят в другие отрасли. Ведь работа тяжёлая. Наши артисты репетируют с утра до ночи, потому что терять свою физическую форму им опасно. После отпуска сложно возвращаться в форму, даже если уходили на короткий срок.

– Наш цирк недавно был реконструирован. Что изменилось?

– Поменялась только техническая часть. Сейчас у нас хорошая вентиляция, пожарная сигнализация по всем требованиям, улучшенный зрительный зал. Изменилось немножко и здание. Достроили новые пожарные лестницы с двух сторон и во дворе. Появился новый свет и звук. Цирк такой же, какой был до ремонта: тёплый, любимый и родной.

ДОСЬЕ

Виктория Верветченко

■ Инспектором манежа Владивостокского государственного цирка работает почти 26 лет.

■ До работы в качестве артиста и инспектора манежа была инженером автоматической электросвязи.

■ С 1992 года по 1997 год выступала с мужем в номере с кошками, собаками и змеями.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах