Примерное время чтения: 8 минут
310

Коррупцию удаётся побеждать

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 37. АиФ-Приморье № 37 09/09/2020
Коррупция имеет разные формы.
Коррупция имеет разные формы. / Фото автора. / АиФ

Статистика свидетельствует о снижении числа проступков среди чиновников

КОРРУПЦИЯ СТАЛА БИЧОМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА, ПО ДАННЫМ ОПРОСОВ, более трети ЖИТЕЛЕЙ ПРИМОРЬЯ СТАЛКИВАЛИСЬ ВПЛОТНУЮ С ЕЁ ПРОЯВЛЕНИЯМИ.

О деятельности малозаметного для граждан, но важного для общества органа власти – департамента по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края – рассказал на пресс-конференции заместитель директора департамента Валерий ИСАЧЕНКО.

РАБОТА НА ПРОФИЛАКТИКУ

- Как долго в Приморье работает департамент?

- В соответствии с Федеральным законом № 273 ФЗ понятие «противодействие коррупции» включает в себя борьбу с ней и профилактику коррупции. Профилактика коррупции это деятельность органов субъектов РФ в пределах их полномочий, а также по устранению причин и условий, ей способствующих. В 2015 году в соответствии с указом Президента Российской Федерации были созданы органы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в Приморском крае был образован департамент по профилактике коррупционных и иных правонарушений Приморского края, который я и представляю.

- С какой целью создан этот орган власти?

- Задачами департамента является формирование у чиновников нетерпимого отношения к коррупционному поведению, профилактика коррупционных и иных правонарушений в органах власти Приморском крае и организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед этими органами. И обеспечение соблюдения чиновниками и сотрудниками запретов и ограничений, требований, установленных с целью противодействия коррупции – так называемых антикоррупционных стандартов и осуществления контроля за этим.

Работа ведётся в рамках государственной программы «Безопасный край».

- Имеет ли право департамент наказывать чиновников?

- Вся работа департамента заключается в решении указанных задач посредством реализации различных функций. Отмечу также, что законодательством мы не наделены правом ведения оперативно-розыскной деятельности, не имеем полномочий на возбуждение уголовных дел в отношении коррупционеров. Вся информация о полученных суммах взяток, о сроках, на которые данные лица осуждены, стоимости конфискованного их имущества к нам в департамент поступает из общедоступных источников. То есть мы этим сами не занимаемся. Наша работа среди чиновников по сравнению с правоохранительными органами менее заметна для граждан, но она осуществляется. Носит поступательный и системный характер. Выстраивается в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, с органами прокуратуры и со следственными органами.

Сегодня надо говорить о ней, поскольку результаты работы по предупреждению коррупции в обязательном порядке должны указывать на повышение доверия со стороны общества, и граждан, и государства. Кстати, хочу заметить, что одной из целей краевой программы противодействия коррупции является повышение удовлетворённости населения деятельностью органов Приморского края в сфере противодействия коррупции.

СИЛЫ И СРЕДСТВА

- А какими средствами вы ведёте работу?

- По нашему мнению, наиболее важной частью профилактики коррупции является нормотворчество в этой сфере, позволяющее не только приводить акты в соответствие с действующим законодательством, но и за счёт новых формировать условия, препятствующие проявлениям коррупции. В прошлом году, при непосредственном участии департамента были внесены 6 изменений в 3 закона Приморского края и 15 в 11 нормативных актов. При этом были разработаны 4 новых нормативных акта. Это касается проверок лиц, поступающих на должности руководителей краевых государственных предприятий, порядок получения гражданскими служащими разрешений на участие в управлении в некоммерческой организации и порядок уведомления лицами, замещающими государственные должности, а это, как правило, главы муниципальных образований и депутаты муниципального уровня о возникновении личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов.

Кроме того, департаментом начата работа по организации и проведению антикоррупционного мониторинга на территории Приморского края, в ходе которого планируется осуществлять наблюдение и контроль за реализацией требований антикоррупционного законодательства. Субъектами антикоррупционного мониторинга будут являться все уровни власти и краевой, и муниципальной. Кроме того, следует отметить разработку департаментом комплекса мер по повышению эффективности деятельности по выявлению случаев несоблюдения отдельными категориями чиновников требований по предотвращению или урегулированию конфликта интересов также на краевом и муниципальном уровне.

- На что обращает внимание структура в первую очередь?

- Как известно, на любого чиновника распространяется набор антикоррупционных стандартов, наиболее известными из которых является предоставление сведений о доходах и предоставление их на рассмотрение их широкой аудитории. Помимо чиновников сведения также предоставляются на их супруг или супругов и несовершеннолетних детей. На сегодняшний день в Приморском крае эта обязанность возложена на 7,5 тысяч чиновников краевого и муниципального уровня, из них 3,5 тысячи сведения предоставляют в наш департамент. При работе с этой информацией департамент на только консультирует декларантов и принимает от них сведения, но и проводит анализ этих сведений, а в случае необходимости проводит проверочные мероприятия. Например, в прошлом году департаментом было проведено более 200 проверок в отношении лиц, замещающих муниципальные должности, как я уже сказал, это главы исполнительных органов муниципальных образований.

- Какими бывают решения по итогам проверок?

- В отдельных случаях по результатам проверок судами досрочно прекращались полномочия проверяемых лиц. Аналогичная ситуация складывалась у нас в 2018 году. В 2018 году проверок было проведено 150. Как правило, этими лицами в справках о доходах не отражалось имущество, не отражались сведения о транспортных средствах, находящихся в собственности, о полученных доходах, либо о значительном количестве счетов в кредитных организациях, по которым проходили внушительные суммы денежных средств. Здесь необходимо оговориться, что эти сведения наш департамент принимает с 2018 года. Это в силу требований изменившегося законодательства. Несмотря на вот такие внушительные цифры, выявленные в среде депутатов муниципального уровня, это, по нашему мнению, свидетельствует не о совершении указанными лицами серьёзных правонарушений, а о слабом и низком знании законодательства Российской Федерации в этой сфере. Я уверен, что через некоторое время эти нарушения сойдут на нет, как ни уменьшились значительно у гражданских служащих, которые в настоящее время допускают такие нарушения в крайне незначительных количествах, и которые имеют несущественный характер. Каждое из этих нарушений выносится и разбирается на соответствующие комиссии, которые созданы. Они называются «Комиссии по соблюдению требований служебного поведения и урегулированию конфликта интересов. И, как правило, принимается решение о том, чтобы указать служащему и предупредить его даже о несущественном нарушении при представлении сведений о доходах.

БОГАТСТВА ПОД КОНТРОЛЕМ

- А при обнаружении признаков совершения более серьёзных нарушений?

- Вместе с тем имеются и факты более серьёзных нарушений, по которым объявляются более серьёзные взыскания – предупреждения о неполном служебном соответствии, выговоры. Это, как правило, касается непринятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, либо по непредставлению сведений о доходах.

Нельзя здесь же не сказать о других антикоррупционных стандартах, контролем за соблюдением которых занимается департамент. Это, например, обязанность чиновников сообщать о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов. По нашему мнению, надо положительно оценить тенденцию увеличения числа служащих, которые обратились к нам в департамент с соответствующим уведомлением о возникновении такой заинтересованности. Эти уведомления были рассмотрены, вопросы вынесены на заседание комиссии по соблюдению требований по служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Меры, предложенные самими гражданскими служащими, признаны соответствующими законодательству, позволяющими урегулировать. Конечно, в ряде моментов комиссия предложила принять дополнительные меры, которые гражданские служащие и принимали.

- А может ли чиновник разбогатеть легально?

- Довольно распространённой является практика осуществления гражданскими служащими иной оплачиваемой деятельности. Это допускается законодательством о гражданской службе. Уведомления и заявления о такой деятельности поступают к нам в департамент, и мы наблюдаем тенденцию к их увеличению и считаем, что это неплохо, и эта информация, конечно, в дальнейшем будет учитываться при анализе сведений о доходах.

При поступлении на гражданскую службу обязательно проверяется не только соблюдение ограничений о близком родстве или свойстве с гражданским служащим, если замещение должностей связано с непосредственной подчинённостью одного другому, но при этом даётся оценка возможностей возникновения конфликта интересов после поступления такого лица на службу. Информация о существующих предпосылках не только доводится до сведения поступившего, как элемент профилактики с тем, чтобы он принял соответствующие меры, но и информируются будущие руководители этого служащего.

- В каких случаях служащий имеет право принять подарок в ходе выполнения своих должностных обязанностей?

Отвечаю. Ни в каких. В случае официальных мероприятий гражданский служащий может принять подарок для передачи его по акту в государственную палату. И всё. В дальнейшем возможна процедура его выкупа. Во всех остальных случаях подарки брать запрещено. И коробка конфет может быть взяткой. Всё зависит от обстоятельств, в которых она вручена. Дело в том, что уголовное законодательство не предусматривает минимального размера взятки, за которую предусмотрена ответственность. То есть, независимо от суммы взятки, она будет признаваться преступлением.

КСТАТИ

В рамках антикоррупционных действий в 2020 году в законодательство Приморского края внесено 3 изменения в 2 краевых закона, 8 изменений в 6 нормативных актов, принят 1 новый закон и 1 нормативный акт. Оба касаются продления сроков декларационной компании, которые произошли из-за пандемии.

ВРЕЗ: Чиновники обязаны сообщать о личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах