Примерное время чтения: 7 минут
554

Новые возможности. Для чего объединили Пенсионный фонд с Соцстрахом?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 6. АиФ-Приморье № 6 09/02/2023
Что изменится для пенсионеров после реорганизации?
Что изменится для пенсионеров после реорганизации? / Валерий Христофоров / АиФ

Перемены в социальной сфере Приморского края в виде объединения отделений Фонда социального страхования и Пенсионного фонда в единую структуру вызвали массу вопросов. В числе главных – сохранятся ли социальные гарантии и обязательства государства и сможет ли новая структура выполнять свои обязанности?

О том, что изменилось после реорганизации фондов в один единый Фонд для сотрудников и клиентов, каких перемен стоит и не стоит ждать гражданам, каково будущее социального обеспечения в Российской Федерации и Приморском крае, рассказал управляющий отделением Социального фонда России по Приморскому краю Александр Масловец.

Цель слияния

Александр Колегов, «АиФ-Владивосток»: Александр Иванович, самый часто задаваемый вопрос после объединения: получается, что больше не будет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования?

Александр Иванович Масловец: Да, функции Пенсионного фонда и Фонда социального страхования в полном объёме теперь выполняет Социальный Фонд.

– Не повторит ли объединение очередную модную в последнее время оптимизацию?

– На протяжении последних 30 лет система социальной защиты и страхования в России последовательно изменялась и совершенствовалась. Пенсионный фонд предоставлял множество мер поддержки самым разным категориям граждан. По линии ПФР гражданам выплачивали пенсии, материнский капитал, пособия на детей, делали социальные выплаты. Фонд социального страхования предоставлял больничные и пособия, родовые сертификаты, технические средства реабилитации, путёвки на санаторнокурортное лечение.

В результате слияния Пенсионного фонда и Фонда социального страхования были интегрированы клиентские службы, урегулированы имущественные вопросы, подготовлен переход на единую отчётность страхователей, синхронизирован график приёма граждан. Сотрудники обоих фондов прошли обучение и переподготовку для предоставления услуг в объединённых клиентских службах. В процессе повышения квалификации специалисты ПФР обучались услугам ФСС, и наоборот.

– И в чём цель мероприятия?

– Предоставить возможность гражданам комплексно получать услуги по принципу «одного окна» без необходимости дополнительного хождения по инстанциям.

Благодаря объединению количество клиентских служб, куда жители Приморского края могут обратиться с заявлением на получение услуг социального страхования, увеличилось с 7 до 38.

Объединение фондов – это упрощение процедуры выплат, а не изменение правил их назначения. Все федеральные меры социальной поддержки можно оформить по единому запросу. Даты доставки пенсий и пособий сохранятся. Граждане продолжат получать пенсии и социальные выплаты, предусмотренные законодательством, в прежние сроки и будут обращаться по привычным адресам.

– То есть возможности одной организации позволяют выполнять задачи, которыми занимались две?

– Вычислительные возможности сегодняшнего дня позволяют производить все необходимые расчёты. А позиция руководства страны по цифровизации экономики этот процесс существенно подстегнула.

– Этот процесс мы наблюдали при появлении многофункциональных центров?

– Создание МФЦ позволило гражданам получать услуги различных федеральных институтов: налоговой инспекции, Росреестра, Росстата, Минюста, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и множества других организаций по принципу «одного окна». Изначально различные органы формировали собственные базы данных, но программные комплексы не были унифицированы и взаимосвязаны. Чтобы человеку получить какие-то сведения, нужно было идти в каждую организацию за документами и справками. И каждая организация была обязана обеспечить соответствующую инфраструктуру для работы с человеком – залы ожидания, приёмные и так далее.

Была поставлена задача избавить человека от этой беготни и создать структуру, которая будет принимать сразу по всем вопросам в одном месте. Центр, который должен не консультировать, а лишь принимать документы и перенаправлять их в соответствующие службы: в Пенсионный фонд, в отделы регистрации ГИБДД и все остальные. Это был один из первых шагов.

С развитием цифровых инструментов пришло понимание, что эту работу нужно вести дальше.

Человек в машине

– Что позволяют цифровые инструменты сегодня?

– Допустим, на уровне Правительства Российской Федерации издаётся закон, например, о выплате единого пособия с момента рождения ребёнка до достижения им 18 лет, и по закону право на него имеют лица, имеющие доход на членов семьи ниже прожиточного минимума, соответствующие определённым имущественным критериям, являющиеся гражданами России, не лишённые родительских прав и так далее. Для получения пособия необходимо предоставить подтверждение того, что каждое условие выполняется. Раньше нужно было получить справку из каждой инстанции. А инстанциям – обработать запросы и выдать ответы. На сегодняшний день клиентами Отделения Социального фонда по Приморскому краю являются более 520 тысяч пенсионеров, 123 тысячи федеральных льготников, более 170 тысяч семей с детьми. Ни у кого из них теперь нет необходимости куда-то ходить и делать бумажную работу.

Сокращение числа инстанций и перевод работы в электронный формат облегчают и ускоряют процессы.

Сегодня мы сами в рамках межведомственного взаимодействия делаем запросы в электронном виде и получаем все необходимые нам данные без участия заявителя. И эта работа, направленная на перевод всех взаимоотношений с гражданами в беззаявительный режим, ведётся в масштабах всей России. И для этого уже многое сделано.

– Каковы результаты?

– Если до 2018 года для решения какого-то вопроса гражданину нужно было писать заявления, то теперь в этом нет необходимости. Мы имеем доступ ко всей информации, учитываем все сообщения и принимаем решения самостоятельно.

Если раньше пенсионное право работало по заявительному принципу: надо было нести трудовую книжку, документы, справки и т.д. Сейчас мы собрали данные о пенсионных правах людей, в том числе о советском периоде стажа. Это была непростая работа, особенно за советский период. Эти данные имелись только на бумаге и требовали справок, архивных документов и прочего. Сегодня на лицевом счёте большинства выходящих на пенсию уже есть всё необходимое для назначения выплат.

С прошлого года мы проактивно оформляем пенсии по инвалидности. Также проактивно выдаём сертификаты на материнский капитал. После рождения ребёнка к нам приходят данные из органов ЗАГС, и специалисты формируют сертификат и отправляют его маме на портал Госуслуг. Это не требует от неё никаких дополнительных действий.

С 1 января прошлого года действуют электронные больничные (официально - листки нетрудоспособности). Врачи не заполняют и не распечатывают их на бумаге, а гражданам не нужно передавать их работодателям. Сведения по оформлению, продлению, закрытию и выплатам по листку попадают в электронный кабинет получателя услуг (привязан к Единому порталу государственных услуг) и доступны для отслеживания.

Сегодня назначение многих мер поддержки уже автоматизировано, и для их получения достаточно только заявления, а его в большинстве случаев можно подать дистанционно через свой электронный кабинет. Гражданам доступно более ста онлайн-сервисов на портале Госуслуг.

Появилась возможность пользования этими сервисами экстерриториально без привязки к прописке или месту жительства. Портал Госуслуги доступен даже за границей. А умение работать с личным кабинетом избавляет от необходимости ходить по инстанциям.

– Приведёт ли это к созданию единой электронной системы учёта, как это сделано в Китае?

– На федеральном уровне в России реализуется концепция создания единой государственной облачной платформы, в рамках которой будут доступные сведения различных государственных ведомств – налоговой, МВД, Соцфонда, Росреестра, ГИМС, ГИБДД и др. Каждая организация сможет получить необходимые сведения и будет предоставлять свои. А гражданина тем самым мы окончательно избавим от необходимости собирать справки и писать заявления.

Досье

Александр Масловец

Родился в Находке в 1961 году. Окончил Дальрыбвтуз и Санкт-Петербургский университет экономики и финансов. В структурах Пенсионного фонда работает с 2003 года. 19 лет руководил территориальным отделением ПФР по Приморскому краю. После объединения ПФР и ФСС назначен управляющим Отделением Социального фонда России в Приморском крае.
 

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах