Владивосток, АиФ-Приморье. На днях, 4 марта, Лидии Николаевне Мироновой исполнилось 90 лет. О чем мечтает - она не говорила никому. А мечта у неё, как считает эта женщина, хоть и реальная, но несбыточная для пожилого человека: побывать в Амурской области в селе Среднебелом. Вроде обычное село в глубинке страны, а вот, поди ж ты, запало оно в душу человеку, да не одному.
На просторах интернета чего и кого только не встретишь. Попалось мне недавно сообщение харьковчанки Нины Иваненко в девичестве Пономаревой. Она в далеких 60-х годах прошлого столетия знала Лидию Николаевну как учительницу Среднебельской школы. Много воды утекло с тех пор, многие изменения произошли в стране и в жизни этих людей которые если бы не интернет, вообще бы больше не увиделись никогда и не общались более, хотя их однажды сводила судьба. Но вот в конце февраля 2013года харьковчанка Нина нашла в интернете свою любимую учительницу: узнала её по фамилии, увидела на фотографии, написала ей сообщение, что хорошо помнит те годы, когда она со своей деревенской закадычной подружкой Светой Рубан часто сопровождали Лидию Николаевну и спорили, кому достанется нести потертый учительский портфельчик-балетку. «Я приехала вместе с мужем-военным в это село в 1949 году, - вспоминает Лидия Николаевна, - учительницей начальных классов. Так получилось негаданно, что почти 30 лет там проработала в школе. Так хорошо там нам жилось, домишко был, школа хорошая, люди добрые окружали. Дети мои там росли. Если бы не смерть мужа до сих бы жить нам в Среднебелой».
Добровольцы - на восток
Лидия Николаевна сама родом из центра российского ткачества и невест: из Ивановской области, с. Шилово. Хорошо помнит как жила страна в военное и послевоенное время. Когда хрупкая 19-летняя девочка получала диплом учителя начальных классов, вокруг только и разговоров было о войне. «Постоянно видели мы, как шла эвакуация раненых. Я училась в городе Юрий Польский, так там все учреждения были отведены под прием раненых: кинотеатр, школы, гостиница. Вместе с ещё шестью выпускницами педучилища поехала добровольцем на Дальний Восток. Я распределилась в Хабаровский край. А через шесть лет была уже с мужем В Амурской области. В 1949 году начала работать в школе Среднебельской. Там началась моя основная и главная трудовая жизнь».
Лучшее время Лиды
Учительский труд он не знает временных рамок. Это тебе не кабинетный работник с девяти до шести. И не сегодняшний учитель, когда лишь образование школьников главное, а воспитывать своих чад должна семья. Раньше спрос с учителей был принципиальным и строгим: и учи и воспитывай. Лидия Николаевна отдавала всё своё время и личное тоже своим ученикам. Когда успела «завести» своих четверых детей даже непонятно. Ученические тетрадки, задания, подготовка к урокам, глажки, стирки и борщи ночами. Её маленькие ученики их воспитание и образование это с рассвета до темна. Собственные дети росли, были самостоятельны, всё понимали сызмальства, помогали, были дружными. Строгая и к своим и чужим детям: это было необходимостью. Уравновешивало строгость тепло и душевность молодой учительницы. Поэтому тянулись к ней дети, любили. «Я выучила не одно поколение среднебельских детишек. Дети вырастали, становились сами родителями и вели ко мне уже своих детей, затем их дети подрастали учились и женились и снова их дети учились у меня, то есть уже внуки. Всех выучила в Среднебелой школе. Лучшее время было тогда у меня. Помню хорошо и Нину Пономареву, и Свету Рубан. Девочки были не разлей вода. Постоянно соревновались во всем. Давно о них мне ничего было неизвестно. Столько времени прошло, страшно подумать. Рада была узнать о них новости. Обе мои ученицы стали педагогами, обучил, как и я, немало детишек поколениями. Как и я уже пенсионерки. Летит безжалостно время. Можно с ними повидаться попереписываться разве что через интернет. Хорошо, что есть такая возможность теперь у людей. Моя дочь Светлана сфотографировала меня и поставила в свой фотоальбом в «Одноклассниках». Так вот меня мои ученицы и нашли с помощью интернета».
У неё есть вторая родина
Нина Пономарева в интернет-сообщениях написала что очень скучает и тоскует по родному Среднебелому селу, как впрочем и Светлана Рубан, как и Лидия Николаевна Миронова. Хотела бы съездить, посмотреть на свой дом. «Но у них, я знаю, дом родительский уже принадлежит чужим людям. А моя семья наш дом в Среднебелой сохранила. Он ещё хороший, крепкий. Считаю это село своей второй родиной. Там живет целое поколение людей, которых я знаю. Хоть я и живу в Дальнереченске почти 16 лет, но все мечты мои о том селе, о том доме, где мы жили с мужем. Я тоскую о своей той жизни, о доме своем и очень хотелось бы туда съездить. В Серднебелой живет мой сын. Я была там в 1997 году и всё, больше не довелось». Мало кто из дальнереченцев знает, что Лидия Николаевна более 40 лет имеет звание «Отличник народного просвещения», она одна из первых это звание получила в 70-м году за свой самоотверженный учительский труд. А в Дальнереченске тихо живет эта женщина с 1996 года. «Больше не учительствовала, как уехала из Среднебелой. Занималась домом, огородом, внуками, правнуками. Думаете легко семью одной тянуть как старшей?-спросила она меня, -Кроме дачных дел меня интересовал мир. О нем я узнаю из газет. Теперь у меня мало здоровья и сил трудиться на даче. Передала эстафету Светлане, моей дочери. Я теперь больше увлекаюсь чтением. Мы выписываем местную газету и «АИФ», там есть всё что нужно мне знать о мире, стране, о других людях их увлечениях и интересах». Лидия Николаевна, справляя своё 90-летие, много услышала добрых и теплых слов в свой адрес. О ней не забыли не только родные и дорогие ей люди, поздравили те, кто помнит её, свою дорогую учительницу.