А теперь казак Валентин ТРИШИН, руководитель военно-патриотического клуба «Держава» из посёлка Славянка, приводит сюда своих воспитанников в возрасте от семи до семнадцати лет. Чтобы помнили.
У озера Хасан
- Валентин Михайлович, не все взрослые приморцы сегодня имеют представление о событиях на Хасане. А ваши казачата откуда так хорошо осведомлены об этом?
- Мои воспитанники и кадеты не понаслышке знают о тех боях. Казачата из «Державы» - пока единственные, кто за последние шесть лет смогли обнаружить забытые воинские захоронения в районе озера Хасан и привести их в порядок. В походы на Хасан мы отправляемся, как правило, во время весенних и осеннее-зимних каникул. Это подходящее время и тем, что ещё нет листвы, лес просматривается хорошо, можно досконально обследовать местность. А в мае и всё лето стараемся активно ухаживать за могилами павших в Хасанских боях. На данный момент 22 одиночных, братских, именных и безымянных могил имеют фоторегистрацию в КВПК «Держава», внесены в реестр с конкретной привязкой к местности, с описанием состояния и условий захоронения. Но хотелось бы найти еще два захоронения, о которых у нас есть информация.
- Не кажется ли вам, что многим из кадетов слишком рано по возрасту заниматься такими серьезными делами?
- Знаете, когда мы с юными казаками восходим на сопку Заозерную, я всегда призываю их помнить о том, что погибли здесь, защищая Родину, почти такие же мальчишки, 17 - 18 лет от роду. Каково бойцам было в 1938 году? И мы не из тех, кто приезжает к памятникам на автобусе из города, возлагает цветы, фотографируется и уезжает обратно. Мы ведь живем на этой земле и должны помнить о Хасане всегда, а не только с приходом памятных дат. Так сызмальства мои воспитанники и привыкают быть ответственными за порядок здесь, по-настоящему уважать память предков.
Заозерная-Чжангуфэн
- Правда ли, что вы возили своих подопечных в Китай, чтобы показать высоту Заозерную с другой стороны?
- Да, в приграничном Китае мы побывали казачьей делегацией. Но не для того, чтобы посмотреть на легендарное место с иного ракурса. Дело в том, что в 2004 году, когда я посещал приграничное селение Фангуан, мне довелось узнать, что местный житель открыл «Музей событий на Чжангуфэн 1938 года». Чжангуфэн - так называют сопку Заозерную в Китае. И первую российскую делегацию, посетившую этот музей, составили кадеты казачьего военно-патриотического клуба «Держава» Славянского казачьего общества.
- Удивительно, что наши соседи-китайцы открыли подобный музей.
- Как нам рассказал Лю ЦХОНЧЖИ, создатель музея, первым экспонатом стала… кавалерийская подкова. Лю нашёл её в поле, которое готовил весной под кукурузу. Дальше - больше: винтовки, снаряды, каски, советские и японские предметы... Но самым неожиданным и жутким экспонатом стали человеческие кости. Выяснилось, что они принадлежат двум красноармейцам. Всё это Лю Цхончжи раскопал в засыпанном от взрыва окопе. Впрочем, создатель музея со временем принял наше пожелание упокоить останки. В итоге десять кадетов «Державы» вошли в состав официальной делегации, которая специально прибыла в Китай для предания останков земле. 20 июня этого года, спустя 75 лет после Хасанских событий, захоронение состоялось. И всё по православному чину.
Воспитание с нагайкой
- Вы не были военным. Почему организовать военно-патриотический клуб для мальчиков?
- Зато я казак по происхождению, трепетно отношусь к корням. А знакомые мальчишки в Славянке сами натолкнули меня на идею. Дескать, очень хотим заниматься чем-то таким, мужским, петь-танцевать-рисовать не охота. Сначала сделали «Державу» при администрации Славянского поселения. Первых воспитанников набралось семь человек. Сегодня их, постоянных и упорных, - под полсотни, и мы уже функционируем официально при Центре детского творчества «Вдохновение».
- От молодых мам в Славянке часто можно слышать, мол, подрастет сын, сразу отдам его на воспитание в «Державу». Берете ли вы всех или по этническому признаку?
- Берем всех. И казачье происхождение, либо какое другое вообще значение не имеют. У нас теперь есть кадеты даже из мусульманских этносов. А растить из мальчиков строго казаков я даже не пытаюсь. Моя задача иная - растить мужчин, показать именно мужские модели поведения, дать мужские навыки, полезные в жизни.
- Так почему из ста ежегодно приходящих к вам детей и подростков остаются не все?
- Именно потому, что современные мальчики просто не готовы к мужской жизни, мужскому сообществу и воспитанию. У меня у самого три дочери, внуки... И с девочками было как-то всё более-менее понятно, а вот с мальчиками! Вот и пришло само собой осознание, что моя родная казачья культура по сути своей - очень мужская, ведь сотни лет она формировалась в воинском укладе и экстремальных ситуациях.
- Отчего же мальчики не готовы быть мужчинами?
- Посмотрите вокруг: сплошь женское влияние, от детсада до университетов, в семьях, многие из которых не полные. Приходят ко мне «новобранцы», и я наблюдаю, как они даже одежду одёргивают по-женски, любят перед зеркалом повертеться, излишнее любопытство и эмоциональность проявляют… Но позанимаются в «Державе», научатся управляться с нагайкой и шашкой, овладеют приемами рукопашного боя, побегают по сопкам в марш-бросках, поварятся в быту пограничников (спасибо, идут они нам навстречу), стоя в нарядах и постигая азы военной науки, - и всё встает на круги своя. Если воля есть и характер.
Досье
Валентин Тришин - этнический казак. Родился в г. Нальчик в 1952 г. Вырос и окончил школу в г. Баку. Там же стал выпускником художественно-прикладного училища. Службу в армии проходил в Приморье. После демобилизации остался жить в п. Славянка. Многие годы работал художником-оформителем. Педагогической и наставнической работой занялся в 2007 г., организовав и возглавив КВПК «Держава».