Примерное время чтения: 8 минут
2211

Медсестра госпиталя ТОФ получила прижизненный памятник

АиФ-Приморье № 51 18/12/2013
Памятник Марии Цукановой, установленный в госпитале ТОФ.
Памятник Марии Цукановой, установленный в госпитале ТОФ. / Сергей Кожин / АиФ

В Приморской краевой публичной библиотеке имени М. Горького состоялась презентация книги «Я очень хочу жить». Ее автор - учитель Галина Шайкова.  

На страницах этого труда, посвященного жизни и подвигу Марии Цукановой, санинструктора 3-й роты 355-го отдельного батальона морской пехоты Тихоокеанского флота, размещены две фотографии медсестры Главного клинического госпиталя ТОФ Нины (Русановой) Козловой. И это неслучайно. Хотя они никогда не встречались. 

Кстати
В названии книги Галины Шайковой «Я очень хочу жить» использованы строки из письма Марии Цукановой своей маме.

Позировала около месяца 

- Баба, куда мы идем? 

- К памятнику. 

- Какому? 

- Моему. 

Для человека несведущего этот диалог между маленьким мальчиком и худощавой женщиной пенсионного возраста может показаться абсурдным. Даже бредовым. На самом деле в разговоре трёхлетнего Миши со своей бабушкой ничего абсурдного и  сверхъестественного не было. Они действительно шли к памятнику. Только не бабе Нине, а Герою Советского Союза Марии Цукановой, установленному в краевом центре, на территории Главного клинического госпиталя ТОФ. Тем не менее, бабушка Миши, Нина Михайловна Козлова, имеет к этому монументу непосредственное отношение.

В 1967 году ей довелось позировать приморскому скульптору Ольге Сушковой, изготовившей поясной бюст героической медсестры для будущего памятника. В то время Нина Козлова, в девичестве Русанова, работала в госпитале ТОФ операционной медсестрой, в отделении неотложной хирургии. 

- Мне тогда было 25 лет, - рассказывает Нина Михайловна. - Помню, как в госпитале проходила конференция медицинских сестер. Такие отчётные мероприятия были у нас каждый месяц. И на одно из них пришла Ольга Сушкова. Когда конференция закончилась, мы пошли на свои посты в операционный блок, а Ольга Ильинична с начальником госпиталя шли сзади. Видимо, присматривались. Потом меня вызывает начальник госпиталя и говорит, что Ольга Ильинична выбрала меня натурщицей. Но почему она положила глаз именно на мою фигуру, он не сказал.

По словам Нины Михайловны, до того, как началась работа над скульптурой, она почти ничего не знала о подвиге Цукановой. Хотя в госпитале работали боевые подруги героини, Нина Богатырёва и Зинаида Рябцева, они воевали вместе с Марией в районе корейского города Сейсина. Конечно, медсестры рассказывали о том, как их подруга вынесла с поля боя 52 краснофлотца, как израненная, без сознания, попала в плен к японцам... 

Но, признаётся Нина Михайловна, по молодости лет она не очень внимательно внимала их рассказам.   

Служба есть служба

Установить памятник Марии Цукановой в честь 20-летия окончания Великой Отечественной войны было решено на военном совете ТОФ. Изначально его хотели поставить около школы на территории госпиталя флота. Но потом эту идею пересмотрели, решив, что при такой дислокации монумент не будет доступен горожанам. И потеряет общественное значение. Тогдашний командующий ТОФ адмирал Николай Амелько предложил поставить памятник у въезда в госпиталь, прямо перед воротами. Так и порешили. Деньги на возведение памятника собирали среди военных и среди сотрудников госпиталя.    

Медсестра Ниночка Русанова позировала скульптору Сушковой около месяца. Чтобы внешний облик модели как можно больше походил на гвардии ефрейтор Цуканову, натурщице выдали новую тельняшку и матросскую робу. И хотя у скульптора была фотография героической девушки, её лицо она тоже лепила по образу и подобию Ниночки Русановой.

- Я подшила юбку, перекинула через плечо санитарную сумку и в таком виде позировала по нескольку часов в день. Когда меня вызывали на операцию, я оставляла пост на час, полтора. Сушкова, конечно, была недовольна, но служба есть служба, - вспоминает бывшая медсестра. 

Я ещё живая!         

Работа над памятником растянулась на год и была закончена в начале 1968 года. Фигура Марии Цукановой, выполненная из специального железобетона, была установлена на  постамент, облицованный плитами из мраморной крошки. По словам Нины Михайловны, скульптору очень долго не давался изгиб правой руки бюста, которой Мария Цуканова прижимала санитарную сумку.   

Открытие памятника состоялось 16 февраля 1968 года. На торжестве присутствовала мать героини Ольга Васильевна Крахмалёва. Образ дочери, воплощенный в камне, ей понравился. Медсестра Нина Русанова на мероприятии не присутствовала: болел ребенок. За позирование она не получила ни копейки, только слова благодарности от скульптора. Такие тогда были времена.    

Нина Михайловна Козлова, коренная жительница Владивостока, отработала в госпитале 30 лет, с 1962-го по 1992 год. Она и сегодня здесь частый гость, приходит то анализы сдать, то на процедуры: возраст дает о себе знать. Ей сейчас 74 года.     

- Всякий раз подхожу к памятнику, кланяюсь ему, здороваюсь, разговариваю. В этот раз смотрю, а из него железяки торчат. Видимо, у госпиталя нет денег на ремонт. Мне наш хирург-травматолог Виктор Иванович Савченко всегда говорил, что как только он приходил в госпиталь, так сразу видел меня. Мой памятник. Он так шутил. А я ему в ответ: «Я ещё живая!». Только потом я осознала, что попала в историю Владивостока. Хотя в госпитале немногие знали, что я была натурщицей, - улыбается Нина Михайловна

Маленький Миша еще не понимает, что за тётя застыла на постаменте и почему они с бабушкой принесли ей цветы. Пройдут годы, мальчик возмужает и поймет, какая честь выпала его бабе Нине. Согласитесь, не каждому простому смертному ставят памятник при жизни. Пусть даже на нем прикреплена табличка с другой фамилией.

Нина Михайловна с внуком Мишей у памятника Марии Цукановой. Фото: АиФ / Сергей Кожин

Справка

14 августа 1945 года гвардии ефрейтор, санинструктор 355-го отдельного Гвардейского батальона морской пехоты ТОФ Мария Цуканова участвовала в высадке десанта в корейском порту Сейсин (ныне Чхонджин). Во время сражения вынесла с поля боя 52 раненых десантника. Была дважды ранена, тем не менее осталась прикрывать отход 3-й стрелковой роты лейтенанта Михаила Осокина. Ценой своей жизни она вновь спасла своих боевых товарищей. Похоронена в братской могиле советских воинов в городе Чхонджине (КНДР). 

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 сентября 1945 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные мужество и героизм в боях с японскими милитаристами» гвардии ефрейтору Цукановой Марии Никитичне было присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Она единственная женщина Герой Советского Союза из 51-го тихоокеанца и амурчанина, получившего это высокое звание за мужество и героизм, проявленные в советско-японской войне 1945 года. Её имя золотыми буквами занесено на доску Славы Советского флота в зале Победы Центрального музея Вооружённых Сил среди 365-ти воинов-героев, совершивших особо выдающийся подвиг во имя Родины.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах