Круг тем не ограничен – узкие и страшно далёкие от широких народных масс и, наоборот, «хиты» сезона. В 2014 г. проект городского лектория получил развитие во Владивостоке и за короткое время обрёл известность. Он назван в честь искусственного спутника «Луч-5». Одна из организаторов «Луча» - Ольга ПРОДАН, журналист, библиотекарь - рассказала, почему она посвящает большую часть своего времени благотворительному предприятию.
Университета мало
- Почему лектории, проводимые вне стен учебных заведений, так пришлись по вкусу молодёжи? Не хватает знаний, полученных в университете?
- Молодым приходится постоянно повышать уровень знаний, поэтому они посещают специальные курсы, скачивают лекции из Интернета. Зачем? Время идёт вперёд, и часто университетская программа отстаёт от новых требований, которые нам предъявляет жизнь. Я, к примеру, за годы обучения в вузе получила знания по русскому языку, по литературе… Что касается самой журналистики - мало что пригодилось. Были прекрасные преподаватели, но были и те, которые не дали ничего. Что делать дальше? Развиваться! Поверьте, молодёжи хочется не только гулять и веселиться, но и общаться с интересными людьми. Идея сделать лекторий во Владивостоке возникла у нас на пару с журналистом Еленой БЕЛОВОЙ. Подобный формат расцвёл в Питере и Москве, в Европе.
- Вы получили грант конкурса «Молодёжная инициатива». Деньги пошли на оплату лекторам?
- Нет, у нас соглашаются читать бесплатно даже личности с именем, российские и зарубежные гости: художники, писатели, учёные. Средства идут на аренду помещения, оборудование, презентационные материалы. Одна только коробочка с проектором стоит десятки тысяч рублей. А лектории - бесплатные как для авторов, так и для слушателей.
- Проект поддерживают библиотеки?
- Они – наша главная площадка, основной партнёр и помощник. Очаги культуры сегодня развиваются и модернизируются, в них произошли ощутимые изменения. Сергей СОЛОВЬЁВ, директор Владивостокской централизованной библиотечной системы, очень многое для этого сделал. Конечно, здесь есть свои ограничения: лектор не может выходить за рамки, например, использовать в речи ненормативную лексику. Устраиваем встречи и в арт-студиях, на свежем воздухе. На День молодёжи соберём публику на набережной.
- «Луч» - это, наверное, тот, что в тёмном царстве. А приставка «5» что означает?
- Наша страна запустила несколько искусственных спутников под именем «Луч», к которым добавляли цифры. В 2011 г. на орбиту отправился «Луч-5»: он, как и его собратья, стал частью многофункциональной космической системы ретрансляции. В названии проекта отражена миссия «Луча» как транслятора знаний. Организаторы – коммуникаторы между теми, кто готов делиться знаниями, и теми, кто хочет эти знания получать.
Вне штата
- Формат лектория в корне отличается от университетских лекций?
- Мы подбираем темы, за которые почти не берутся штатные преподаватели. Конечно, бывают педагоги со специфичным подходом. Кто приходит в аудиторию, говорит: «Уберите ручки, тетрадки, давайте обсудим актуальную новость. Что вы думаете на этот счёт?», увлекает так, что все активно включаются, начинают работать. Таких педагогов меньшинство. Яркий пример - Максим ЖУК, доцент кафедры романо-германской филологии ДВФУ, он собирал на проекте самые массовые лекции - до 200 человек. Его обожают студенты. И всё-таки, в университет мы приходим немного за оценками, немного потому, что надо. А здесь есть выбор – закончить работу, а потом пойти домой или в библиотеку. Человек делает осознанный выбор.
- Трудно привлечь слушателей, если лектор не знаменит?
- Мы ориентируемся в первую очередь на тему, а она подразумевает, что к нам придут не случайные люди. И если читают лекцию о правах детей с ограниченными возможностями - это одна аудитория, а о том, как музыку сочинять, - другая. Задавая тему, мы ищем специалистов, известных в определённых кругах города, страны и даже мира. К слову, прекрасная лекция получилась у солиста рок-группы «Марлины». Человек публичный, он держал аудиторию все полтора часа. Сочинял песни на ходу. Желающих постичь тайны творческого процесса нашлось немало.
- Значит, лектор должен быть ещё и не скучным?
- Не скрою, случались проколы, когда вроде бы и человек интересный, а не умеет увлечь аудиторию. Публика засыпает, «листает» айфоны. Если контакт устанавливается, это происходит с первых минут. Начинается живое общение. Помню, как в арт-студии «Квартира №1»мы проводили практикум «Потерянное тело». Подражая лектору, люди передвигались по залу, изображали из себя обезьян, забавно двигались босиком, танцевали.
- Первая лекция «Луча» называлась «Механика и принцип работы кинопроката в России»…
- По нашим наблюдениям, кинематограф и кулинария - самые популярные темы. Причину нужно ещё выяснить.
- Бабушки приходят?
- На лекции приходят слушатели разных возрастов: и дети, и люди пожилого возраста. Зависит от тематики. Единственный раз я поставила возрастные ограничения, когда речь шла о вине. Честно стояла на входе и проверяла паспорта.
Кризис нипочём
- Политиков приглашали?
- Есть мысль сделать специальную серию встреч, на финише пригласить первое лицо города. Думаю, что это будет встреча в формате «вопрос-ответ», здорово, если бы мэр вышел неподготовленным.
- Что хотелось бы улучшить во Владивостоке, да и в других городах края? Есть ведь общие проблемы?
- Привести в порядок общественные места. Чтобы в автобусе ехать было не стыдно и не страшно. Вот добиралась к вам в редакцию, водитель автобуса так резко нажал на газ, что я чуть не свалилась. Мечтала выйти живой. Ещё на прошлой неделе была за границей – контраст потрясающий.
- Кризис отразился на вашем проекте?
- На продвижение городского лектория экономическая ситуация не влияет. Если не будет денег, все бесплатные площадки закроются, мы выйдем на улицу, поставим стойку и будем продолжать. Я благодарна, что находятся люди, готовые бесплатно делиться своими знаниями.
- Как хотелось бы дальше расти, развиваться?
- Мы стремимся к тому, чтобы сделать «Луч» независимым проектом, чтобы он существовал сам по себе. Проект не должен быть всегда привязан к конкретному человеку. Даже если я уеду, он не затухнет.
- Уехать собираетесь?
- Помимо Владивостока, в мире есть ещё много значительных мест. Меня всегда влечёт новое неизведанное. Но я вернусь, ведь здесь мой родной дом.
Досье
Ольга Продан родилась во Владивостоке в 1993 г. Окончила ДВФУ, факультет журналистики института массовых коммуникаций в 2015 г. Работа корреспондентом на информационном сайте «Владивосток-3000». В 2014 г. стала координатором первого открытого городского лектория во Владивостоке «Луч-5». Уже организовала более 60 бесплатных лекций с российскими и иностранными спикерами, среди которых можно найти известных музыкантов, учёных, биологов, путешественников, художников, фотографов, режиссёров, молодых предпринимателей.