Доступная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья во многих местах в Приморье остаётся таковой только на бумаге. Многие колясочники даже не сумели добраться на мероприятия, которые организовали в крае по случаю декады инвалидов.
Город не для колясочников?
«Это из области фантастики, доступной среды особенно не чувствуется, – ответил действующий спортсмен сборной команды Приморского края по парабадминтону Александр Акневский. Он занимается спортом после тяжелой травмы позвоночника. – К примеру, как инвалиду-колясочнику попасть в центр города, спуститься и подняться по подземному переходу, если элементарно нет подъёмников? А допустим, я, как и другие люди с нарушениями здоровья, занимаюсь в «Олимпийце», куда не ходит ни один автобус! Виадуки от снега не очищаются – здоровые не пройдут, а на костылях и подавно».
Но самым «сюрреализмом» для Александра Акневского стал тротуар в пригороде Владивостока, посреди которого вбиты столбы – на коляске не объедешь, а незрячий человек просто врежется в это препятствие.
«Вы часто видите, как колясочник самостоятельно передвигается по городу, а тем более садится в общественный транспорт? В других регионах это обычная история», – спрашивает собеседник.
«Долгое время в доме для меня были препятствием пять ступеней в подъезде, пока благотворительный фонд не помог мне приобрести съёмный пандус, – рассказывает Николай Грищенко с диагнозом ДЦП. – Сердобольные знакомые меня заносили на первый этаж на руках. От подъезда по разрушенному асфальту на коляске без сопровождения никуда не двинуться».
«Владивосток с неровным рельефом – это город не про колясочников, – говорит представитель православной общественной организации «Милосердие» Инна Чистякова. – И для обычных жителей нет нормальных условий. На уровне Епархии говорят про основные маркеры доступной среды – для нас это недостижимый уровень!».
Тектонический сдвиг
Вернёмся к разнообразным активностям, которые организовали для инвалидов в начале декабря. На площадках Музея истории Дальнего Востока работали экскурсии, выставки для людей с ОВЗ. Так, в Музее Города открылась выставка «Необычная зима», где свои работы показали люди с расстройством аутистического спектра (РАС). Многое сделано для особенных посетителей в Приморской картинной галерее.
«Для передвигающихся в колясках есть пандусы, для незрячих проводятся экскурсии с тактильными материалами. Для людей с РАС они используют визуальную поддержку и подходы. Всё это делает среду галереи доступной для людей с разными особенностями, – подчеркнула создатель НКО «Аутизм Владивосток» Наталья Челмакина. Доступная среда грамотно организована в офисах Сбербанка, кинотеатре «Океан», Приморском дельфинарии».
Руководитель социального проекта для слабовидящих и незрячих «Школа «Белая трость» Инна Вербицкая – частый гость в культурных центрах. И на её пути много препятствий. Это скученность транспорта, шум рекламы, музыка, автосигнализация. Не слышно звуковых светофоров. Но главная беда для тотально слепых – отсутствие бордюров и тротуаров в центре города!
Большие замечания к устройству доступной среды у жителей как старых, так и новых микрорайонов Владивостока.
«Космонавтов, 5 – положили тактильную плитку, но она пришла в негодность. При этом расширили часть дорог, и вот посреди трассы – плитка для слепого, по которой едут машины. Нелепость! Постоянно приходится «закрывать» люки, потому что нет должной системы контроля», – говорит депутат Думы Владивостока Александр Юртаев.
В микрорайоне «Патрокл» в связи с множеством застройщиков непреодолимые барьеры на каждом шагу: допустим, дома с одним-единственным заездом без тротуаров. Лестницы и для здоровых, и для больных подобны американским горкам.
«Об универсальной среде говорить не приходится, но, даже когда будут построены дороги, для людей с ОВЗ проблемы не исчезнут. Продуманные тротуары, заниженный бордюрный камень, дорожки-пандусы, дублирующие лестницы – эти аспекты реализованы в целом на троечку», – высказывается председатель ТОС «Патрокл-Сочинская» Виталий Гречанюк.
Чтобы изменить ситуацию, эксперты предлагают на вполне официальном уровне организовать показательную акцию. Суть очень простая: директор строительной фирмы или ответственные за доступную среду чиновники садятся на инвалидные коляски и испытывают городскую среду на себе.
«Наверное, тогда в головах уважаемых градостроителей произойдут необходимые тектонические сдвиги», – полагают активисты.