В этом году в Приморье отремонтировали более 40 километров магистралей и заасфальтировали дороги в более 40 населённых пунктов. Во Владивостоке прошло совещание, на котором Александр Швора, директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Приморского края, рассказал об итогах работы департамента за 2015 год, а также о планах на 2016-й.
- Александр Владимирович, расскажите, каких результатов достигли дорожники нашего края в 2015 году? Какие планы и финансирование предусмотрено на 2016-й?
- В этом году было отремонтировано более 40 километров автомобильных дорог. Заасфальтированы дороги в 24 населенных пунктах. Завершен капитальный ремонт автомобильной дороги «Новонежино - Анисимовка».
Мы также занимались строительством автомобильных дорог «Владивоток – Находка - порт Восточный», «Раздольное – Хасан», мостового перехода через реку Мельгуновка, примыканий автомобильной дороги «Седанка - Потрокол» к улицам Снеговая и Фадеева в городе Владивостоке. Были восстановлены мосты, разрушенные в результате наводнения в 2013 году, на автомобильных дорогах Ольгинского района.
Сейчас завершается реконструкция автомобильной дороги «Раздольное - Хасан» на участке Нарвинский перевал. Автомобильное движение в тоннеле планируется открыть в тестовом режиме в декабре 2015 года.
До конца года начнутся работы по ремонту и восстановлению мостов через реку Маргаритовка в Ольгинском районе, берегоукрепительные работы у моста через реку Суходол. Будут также продолжены работы по ремонту дороги и асфальтированию на участке «Рудная Пристань - Терней», Уссурийск – Раковка - Осиновка, Введенка - Соловьевка, Новонежино - Анисимовка, Находка – Лазо.
В 2016 году планируется асфальтирование участков Уссурийск – Раковка - Осиновка, Введенка - Соловьевка, Новонежино - Анисимовка, Находка – Лазо – Ольга - Кавалерово на участке Находка - Лазо.
Основной источник средств на ремонтные работы - это Дорожный фонд Приморского края, который формируется за счет налоговых и неналоговых поступлений. Согласно проекту бюджета-2016 на реализацию мероприятий в сфере развития дорожной отрасли предусмотрено свыше 7,4 млрд. рублей, что сопоставимо с бюджетом текущего года. Увеличение произойдет за счет финансирования строительства объектов дорожной инфраструктуры ТОРов.
- Есть ли какие-то подвижки в плане обеспечения дорожной инфраструктуры к границам земельных участков резидентов ТОРов уже сегодня?
- К ТОРу «Надеждинская» у нас уже выполнено проектирование дорожной инфраструктуры, а также предусмотрены средства в бюджете на ее строительство в 2016-17 году. В стадии аукционных мероприятий находятся проектно-изыскательские работы по строительству участков автомобильных дорог Михайловка-Турий Рог - Некруглово в Михайловском муниципальном районе, Хабаровск-Владивосток-Меркушевка в Спасском районе к границам ТОР «Михайловский».
- О необходимости строительства международных транспортных коридоров «Приморье - 1» и «Приморье — 2» говорилось около 15-ти лет. На каком этапе находятся проекты сейчас?
- В 2015 году началась активная работа в этом направлении. Для реализации нужно развить портовую инфраструктуру края, автомобильные дороги, пункты пропуска. Транспортный коридор Приморье-1 протяженностью около 368 км имеет важное стратегическое значение (Харбин-Муданьцзянь-Суйфэньхе-Пограничный-Уссурийск-порты: Владивосток/Находка/Восточный и далее морские линии), для обеспечения быстрой, своевременной и безопасной доставки грузов. Около 81 км автомобильной дороги «Уссурийск-Пограничный-Госграница» введены в эксплуатацию после реконструкции.
На автомобильной дороге Владивосток-Находка-порт Восточный первый этап длиной 3,5 км сдан в эксплуатацию еще в 2012 году. По второму этапу длиной свыше 13 км будет завершено строительство в 2016 году. По третьему этапу длиной 25 км. – направлены предложения для включения в федеральную целевую программу о выделении софинансирования на строительство. По четвертому этапу длиной около 100 км завершена разработка документации по планировке территории.
Ведется работа для проведения торгов на разработку инженерных изысканий, проектной документации обходов городов Большой Камень и ЗАТО Фокино.
- Климат в Приморье агрессивен, и это постоянно сказывается на состоянии наших дорог. Расскажите о последних технологиях, используемых в дорожном хозяйстве Приморья.
- В Приморье мы начали применять технологию «цементобетона» с 2009 года. Устройство этой дорожной одежды увеличивает срок службы покрытия: оно менее подвержено воздействию агрессивной среды, связанной с температурными перепадами и осадками. Соответственно, благодаря этой технологии увеличивается межремонтный срок дорожного покрытия с 6 до 12 лет, а без капитального ремонта можно обходиться от 12 до 24 лет.
Первый участок, который был построен к саммиту АТЭС (0, 3 километра) с использованием цементобетона, до сих пор не требует ремонта.
На дорогах в населенных пунктах мы используем дорожную одежду из щебеночно-мастичного асфальто-бетона, который менее шумный и обеспечивает лучшее сцепление колеса с дорогой, что уменьшает риск аварий в крае.
При строительстве дорог на слабых основаниях в конструкции дорожной одежды мы начали применять биосинтетические материалы, вместо железо-бетонных, что делают дороги надежнее и безопаснее. Активно используются гофрированные трубы - они просты в сборке и эксплуатации, более долговечны. Новыми для края стали светильники с электрическими батареями: без них не обойтись в местах, где есть проблемы с подведением электроэнергии — это удешевляет монтаж опор освещения.
- Что это за метод «холодного ресайтлинга», который так востребован на автомобильных дорогах Приморья?
- Новая технология, при которой грунт смешивается с цементом при помощи специальных машин, что увеличивает срок службы полотна, уменьшает пылеобразование на автодорогах. Ездить по таким дорогам приятнее и безопаснее.