Примерное время чтения: 8 минут
490

В поисках штопора. О создании платных парковочных мест во Владивостоке

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11. АиФ-Приморье № 11 16/03/2022
Парковка там, где надо, а не там, где положено, – обычная картина для центра города.
Парковка там, где надо, а не там, где положено, – обычная картина для центра города. / Александр Колегов / АиФ

Администрация Владивостока приняла документ, прописывающий правила создания и использования парковок, расположенных на автомобильных дорогах общего пользования. Первые платные парковочные места должны появиться уже этой весной вдоль центральных улиц дальневосточной столицы. В дальнейшем практику будут распространять и на другие районы. 

Вечный вопрос 

История вопроса с разгрузкой транспортной сети Владивостока уходит в прошлое в 90-е годы ХХ века, когда город был открыт, а новая экономика позволила гражданам обзаводиться личными автомобилями. Машины везли пароходами.

Центр города, построенный во времена конных повозок и верховой езды, на такой наплыв железных коней не был рассчитан в принципе. А решить вопрос архитектурными методами – расстроить, сделав улицы шире и предусмотрев на будущее объём дорожного движения, невозможно: в центре кругом старая застройка и исторические памятники. А их трогать нельзя.

Несколько разгрузил дорожную сеть Владивостока Золотой мост, который торжественно открыли к Саммиту АТЭС. Но счастье длилось недолго. Весь полуостров, на котором расположена южная часть города и Первомайский район, ощутив близость к центру, принялся бурно развиваться. Построили новые жилые кварталы, офисные и торговые центры. Их заселили, и вопрос транспортной доступности снова встал в полный рост. Автомобилизированное население заставило машинами все ровные площадки и обочины дорог.

Проблема рельефа Владивостока – тут нет ровных мест. Застройка ведётся террасами: слева – стена, справа – обрыв. Паркуемся, где воткнёмся. Ездим, где протиснемся.

Подходы к снаряду 

Сначала вопрос решался доступными мерами. Посчитав нерентабельными трамвайные перевозки, рельсы убрали со Светланской. Улица немного разгрузилась.

Потом хотели использовать площадки, оставшиеся от комплексной застройки времён СССР, но там, как оказалось, отличные места для торговых центров. Так появился «Кловер» и другие места массового пользования.

Бизнес-центр «Фреш-Плаза» напротив мэрии вообще плод мутации заявленной многоуровневой парковки в нечто иное.

Ощутив близость к центру, Чуркин принялся бурно развиваться. Автомобилизированное население заставило машинами все ровные площадки и обочины дорог.

Почти все руководители города брались за парковочный вопрос. Из предложенных вариантов – многоуровневые и даже роботизированные парковки. Но всё время что-то мешало: то сквер Городов-побратимов, то неуместность парковки в историческом центре.

– В районе Суханова напротив здания Думы города огромнейший пятак выходит на театр им. Горького. Там можно было построить сооружение пандусного типа, – рассуждает экс-депутат Думы Владивостока, заместитель председателя общественной организации «Опора России» Александр Юртаев. – Мы считали, там можно поставить объект – на 300 – 400 машин. Его хватило бы на все припаркованные вокруг авто, до самой администрации города. Дело было взято на исполнение, но потом поменялся один, второй, третий мэр. Теперь Константин Шестаков занялся вопросом. И он настроен решительно.

Первую автоматизированную многоуровневую парковку – на Верхнепортовой – должны были сдать в сентябре 2021-го, но не успели. Срок перенесли на октябрь. Потом и вовсе затихли.

В марте 2022 года предложено не возводить новые объекты, а сделать парковку вдоль обочин платной.

Новое решение

Создание платного парковочного пространства в администрации Владивостока считают одной из наиболее действенных мер для снижения автомобильного трафика, борьбы с дорожными пробками, создания комфортной городской среды. За образец берётся опыт всех современных городов мира.

– На первом этапе в рамках концессионного соглашения выделенное платное парковочное пространство появится в центре города – на Светланской, Фонтанной, Пологой, Прапорщика Комарова и Пограничной всего на 395 мест, – рассказал заместитель главы Владивостока – руководитель управления дорог Николай Зайцев. – Разработанный документ чётко прописывает все аспекты данной деятельности, в том числе и льготы для отдельных категорий граждан.

Платное парковочное пространство на каждой улице, как объявлено, будет оборудовано и местами для стоянки автотранспорта инвалидов. Разработанный документ также прописывает бесплатное пользование парковочным пространством льготным категориям населения: ветеранам Великой Отечественной войны, бывшим узникам концлагерей, многодетным родителям. А жители домов, которые находятся в зоне действия платной парковки, смогут получить льготный абонемент.

Заниматься организацией платных парковочных мест будет компания «Цифровое Приморье» на концессионных условиях, предполагающих вложение в это её собственных средств.

 

– Контролировать соблюдение правил парковки в новых парковочных пространствах будут паркрайты (устройство контроля, которое устанавливается на автомобиль) и паркнеты (переносное устройство для контроля), – объяснил систему работы руководитель проекта по интеллектуальным транспортным системам ООО «Цифровое Приморье» Евгений Кулешов. – Пешие операторы будут контролировать обстановку на включённых в список участках дорог, будут по маршруту ходить раз в 15 минут автомобили контролёров. Оплатить парковку можно будет посредством мобильного приложения в телефоне, через установленные на месте терминала оплаты, а также с помощью мобильного телефона путём отправки СМС или внесения наличных средств на парковках закрытого типа.

Главный, немедленно напрашивающийся вопрос – цена. Сколько будут стоить места на этих парковках? И из него исходящий – не планирует ли кто-то залезть кому-то в карман с корыстной целью?

– Пополнение бюджета – функция не чиновников, а налоговых органов, многие чиновники об этом не знают, – считает Александр Юртаев. – Их функция – создать условия, в том числе для малого предпринимательства, создание сети дорог. И если нет бесплатных парковок, то, считаю, создавать платные рано.

Администрация города заявляет о комплексном подходе.

 

– Речь не о справедливой цене, а о такой, которая будет обеспечивать эффективность системы, – говорит член градостроительного совета Приморского края, эксперт АСИ в категории «Жильё и городская среда», главный архитектор SPI Planning Group Кирилл Солгалов. – Система эффективна, когда свободно 20% парковочных мест. Если при цене 100 рублей все места заняты, а при цене 300 – парковка пуста, то обе цены неправильные. Тариф должен быть привязан именно к загрузке участка дороги и быть таким, какой позволяет части мест на конкретном участке оставаться свободной.

В систему должны быть включены и имеющиеся платные автостоянки. А они имеются возле ТЦ «Родина», рядом с отелем «Лотте», рынком на Комарова, в старом дворике ГУМа, подземном паркинге в ТЦ «Алеутский».

– В центре платные парковки есть. И перед выездом в три ряда могут стоять машины, а сама парковка – пустовать, – объяснил Кирилл Солгалов. – Проблема решается именно с помощью единого парковочного пространства. Включение в систему всех объектов и участков стимулирует предпринимателей и создаёт спрос на такие услуги, урегулирует цены и востребованность парковочных мест.

Комментарий власти

Константин Шестаков, глава администрации Владивостока

 

– Главной проблемой краевой столицы сегодня остаются пробки. Сейчас дорожные службы вручную регулируют светофоры, не имея аналитики по движению транспорта. Для организации этой работы на необходимом уровне во Владивостоке уже в следующем году появится центр организации дорожного движения. Первым шагом станет создание единого центра организации дорожного движения. Кроме того, в рамках проекта «Цифровое Приморье» предусмотрено внедрение технологий «умные светофоры» по проблемным участкам. Центр будет обрабатывать все получаемые сведения о транспортных потоках и регулировать их в дистанционном режиме.

Мнение эксперта

Феликс Машков, урбанист, сооснователь группы компаний «Конкрит Джангл»:

 

– Я не сторонник крайних мер, нужно работать точечно, при этом учитывать все факторы в комплексе. Да, количество пешеходных зон в центре города нужно увеличивать, и мы выступаем за то, чтобы улицу Фокина сделать полностью пешеходной от гимназии до Набережной. Но тут важно комбинировать решения — пешеходные улицы в центре города с развитием улично-дорожной сети, улучшением её связанности.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах