Первого апреля отмечают День смеха, который также называют Днём дурака. В этот день принято устраивать весёлые розыгрыши и подшучивать над друзьями, родственниками и коллегами. За постсоветское время юмор в Приморье прошёл путь от безобидных шуток до чёрного стендапа, для которого нет никаких ограничений.
«Пережестить» реальность
В марте на границе в Беларуси задержали комика Артемия Останина. В своём выступлении он позволил себе оскорбительные высказывания в адрес человека, который получил ранения и утратил трудоспособность во время участия в специальной военной операции. В отношении юмориста возбудили уголовное дело по п. «а» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства).
В СМИ и социальных сетях его называли комиком из Владивостока. В реальности же с приморской столицей Артёма Фролова, а именно так на самом деле зовут скандального юмориста, связывает лишь его учёба в Дальневосточном федеральном университете. Здесь же он делал свои первые попытки в стендапе. Его стиль называли чёрным юмором на грани и за гранью.
Юмор, действительно, за последние десятилетия стал значительно жёстче. И дело даже не в том, что редко какое выступление сейчас обходится без мата. Номера комиков стали эпатирующими. По мнению специалистов индустрии, это происходит во многом потому, что юмористам приходится конкурировать с шокирующей реальностью, которую в борьбе за внимание публики они пытаются «пережестить».
К тому же местные комики берут пример с западных коллег, зачастую не зная в должной мере языка. Из-за этого не понимают второй или даже третий смысл, который теряется при переводе. В результате вместо блестящей, порой словесной эквилибристики появляются безвкусные, прямолинейные и тупые шутки, которые можно наблюдать на выступлениях многих отечественных комиков.
Мы стали большими ханжами
Как менялся юмор в регионе, рассказал основатель Приморского КВН, организатор культурно-творческих проектов Сергей Матлин. По его мнению, смех идёт вслед за жизнью.
– Как поменялся юмор комиков из Владивостока за последние пять и десять лет?
– Юмор за столь небольшие временные промежутки принципиально не меняется. Скорее, меняется его восприятие у нас, у зрителей. Кроме того, меняется отношение к юмору представителей разных поколений. Соответственно, возникает ощущение, что как-то стало иначе. Нет, по большому счёту, всё то же самое, что и в десятые, в нулевые годы. Просто мы хотим сейчас смеяться вот над этим, поэтому нам про это и шутят. А всё остальное тоже есть. Но пока в засаде. Пройдёт время, и «это» с «остальным» поменяются местами.
– Где сейчас начинают свой путь комики во Владивостоке?
– Большинство начинает свой путь в юморе по-прежнему с КВН. Хотя, конечно, былая популярность этой игры уже давно позади. Поэтому и задерживаются в КВН нынче ненадолго, при первой же возможности стремясь шагнуть на следующую ступеньку – в Stand Up. Или пойти работать куда-нибудь в сторону креативных индустрий. А что касается каких-то обучающих модулей, то периодически они появляются в формате различных «Школ». Но всё равно самым эффективным способом остаётся практика. Выступать, смотреть, как это делают другие, общаться с теми, кто делает это лучше... Вот знаю, что, например, ребята из «Эдвин-групп» до сих пор настойчиво занимаются в этом плане собственным развитием. Хотя в юморе практически уже двадцать лет.
– Какие факторы повлияли на изменение шуток и в целом юмора?
– На юмор всегда влияет только один фактор. Называется «жизнь». Если подробнее, то так. Жизнь стала явно стремительнее, и юмор нынче куда быстрее – репризы короче, темп динамичнее. Мы все стали куда меньшими ханжами, и в юморе это проявляется в полной, если не сказать, в избыточной мере. Люди стали бояться открыто обсуждать политические темы, и шуток про это тоже стало значительно меньше.
– Как вы считаете, необходимо, чтобы в Приморье больше становилось опытных юмористов?
– Не думаю, что в Приморье рождается потенциальных комиков больше или меньше, чем в других регионах. Пробиваться им, конечно, сложнее, даже в силу чисто географических обстоятельств. Поэтому у нас в этом плане более важен фактор наличия эффективных продюсеров – людей, способных реально развивать юмористические форматы на месте и упрощать, укорачивать дорогу их лучшим представителям на всероссийский уровень.