Во Владивостокском цирке представили программу, поставленную к столетнему юбилею великого клоуна Юрия Никулина. Одним из самых популярных номеров программы стало представление «Прайд» – номер, в котором выступают лев и львицы.
О том, каково жить бок о бок со львами, насколько сложно дрессировать таких опасных хищников, рассказала дрессировщица Жанна Семакова.
Из гимнастов к львам
Софья Дарованная, vl.aif.ru: Как давно вы вообще занимаетесь дрессурой львов и львиц?
Жанна Семакова: Примерно 10 лет. До этого я окончила цирковое училище имени Румянцева. Из училища выпустилась как воздушная гимнастка на кольце.
Я отработала около 13–15 лет в воздухе, но со временем перешла в дрессуру. Познакомилась с мужем, начала изучать основу дрессуры и потихонечку-потихонечку перешла в этот жанр. Изначально у меня были обезьяны-гамадрилы, я дрессировала обезьян, а шесть лет назад уже вышла на манеж как дрессировщица хищных животных – львов. В этой программе «Клоун» мы работаем около года, а сам номер «Прайд» создали шесть лет назад.
– Сколько у вас львиц и львов в прайде?
– У нас лев и четыре львицы, а ещё два львёнка – девочки Тара и Злата. Это наши будущие звёзды, потому что каждое животное тоже по-своему артист. Каждый занимает своё место, поэтому надеемся, что Тара и Злата будут самыми лучшими. Люди будут восхищаться ими. Вся дрессура начинается с основы – это общение, контакт, угощение. Животные должны знать, что мы доброта, любовь и взаимопонимание. Это наш прайд, поэтому я называю их семьёй. Со временем, когда наши маленькие звёзды окрепнут, станут достаточно крупными и взрослыми, начнётся дрессировка в виде игры. Пока они как дети, они не понимают, чего от них хотят. Полноценная репетиция начинается где-то с года. Любое животное имеет своё место в манеже, оно должно знать его, а Злата и Тара ещё не понимают, что такое манеж. Когда они подрастут, вот где-то к 4–5 месяцам, мы будем выводить их в манеж, гулять будем там, играть с бутылочками, шариками, брёвнами. Сейчас им два месяца, ещё не сделан весь комплекс прививок. Им пока нельзя давать внешний мир, потому что мало ли что они могут подхватить. Прежде всего потому, что они маленькие, иммунитет очень слабенький, нужно их беречь.
Как удержать прайд
– Как долго формируется какой-то трюк, связанный с хищниками?
– Зависит от того, какой трюк. Есть трюки, которые репетируются до пяти лет. Есть трюки, которые репетируются за неделю. Каждое животное по-своему дрессируется, одно животное быстро схватывает любой элемент, другому надо на протяжении полугода объяснять и объяснять, и только через полгода, когда он научится, будет его делать стабильно. Поэтому всегда нужен свой подход. Животное должно чувствовать обязательно комфорт и удовольствие в виде игры.
– Насколько сложнее держать целый прайд?
– Да, это сложно на самом деле, потому что, когда мы задумывались о создании аттракциона, муж очень хотел самца льва. Ну а самочек хотела я. Мне они очень нравятся, у нас есть очень ласковые, есть характерные и прям вредные. В этом заключается баланс между любовь и агрессией. Я думаю, что многие люди мечтают оказаться рядом, потрогать, прикоснуться к этим животным. Для нас большое счастье быть рядом с ними, заботиться о них.
Животное должно чувствовать обязательно комфорт и удовольствие в виде игры.
– Есть такое поверье, что мужчине лучше выбирать питомца самочку, а женщине наоборот, это правда?
– У нас всё наоборот получилось – лев очень любит моего мужа, а меня в прайде воспринимает как такую же, как все, самку. Мужа он любит в состоянии спокойствия, потому что они два лидера, и мой муж лидер над ним. Но когда самец гуляет, тогда муж становится врагом, потому что он тоже самец. Это нормально, просто это время надо пережить, и он обратно возвращается в состояние спокойствия, потому что самка отгуляла и у него уже нет таких эмоций. Вот в этом заключается сложность, со мной он не воюет, потому что для него я такая же самка, как и все остальные, то есть часть семьи. Бывает, он не хочет делать какой-то трюк с мужем, тогда выхожу я. И он с удовольствием идёт его делать со мной.
– Мы готовим вольт – шикарный трюк, когда все львы идут рядом, как лошади. Это безумно красивый трюк, он поставлен в номере Владислава Гончарова. Вольт прекрасно смотрится, и это сложнейший трюк. Очень долго дрессируется, от двух до пяти лет. Мы сейчас начали репетировать его, не знаем, доведём его до конца или нет. Потому что, когда самки гуляют, их сильно раздражает близкий контакт. Очень много нюансов для выполнения этого трюка, плюс нужно синхронно научить их ходить, у нас одна бежит, вторая не хочет никуда идти. Будем надеяться, что у нас получится и наши девочки не подведут нас, надеемся, хотя бы кружочек, но будут проходить красиво.
Стимул для зверя и человека
– Чем во время представления подкармливают хищников?
– Кто-то использует кусочки мяса, специально заготавливает чистое филе. Кубики без жира, чтобы самая вкуснятина была. У нас используются куриные крылышки. У нас львы очень любят крылышки. Работают они на куриц. Обязательно надо давать поощрение за выполнение трюков, чтобы они делали номер с удовольствием. Конечно, хочется угостить лишний раз кусочком мяска, как говорится, дрессура дрессурой, а любовь никто не отменял. Ведь она молодец, просто потому что уже на манеже выступает.
– Общение с животными. Каждый день ты приходишь к ним, ты их трогаешь, ты их гладишь, ты общаешься с ними. Это, мне кажется, дорогого стоит – прикоснуться к такому животному, хищному, мощному, которое в жизни не встретишь, только если в зоопарке. У них ещё лапки, они как кожаные подушечки, их хвостики – как пушистые кисточки. Мне в жизни повезло, это могу сказать точно.
– Думали ли вы в детстве, что будете заниматься дрессировкой хищников?
– Вот никогда не думала об этом. Я вообще хотела быть стюардессой. Когда я училась в школе, думала, что буду летать на самолётах. Потом я поступила в цирковое училище, отучилась там четыре года, получила диплом. Когда выпускалась, у меня был прекрасный режиссёр Александр Петухов, балетмейстер, режиссёр номера. Мы с ним очень тесно работали на протяжении полугода для выпуска номера, и так мне понравилась его творческая работа, что захотелось поступить на балетмейстера. Потом пять лет отучилась на очном отделении на балетмейстера. Цирк многогранен. Ты можешь себя попробовать во многих жанрах. Человек всегда талантлив, только надо раскрыть свои таланты, и всё получится.
ДОСЬЕ
Жанна Семакова
■ Дрессировщик, артист цирковой программы «КЛОУН».
■ Окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства им. М. Н. Румянцева (Карандаша).
■ Династийная артистка, занимается дрессурой хищников. Выступает с номером «Прайд», в котором находятся лев и четыре львицы.
■ Раньше выступала в жанре воздушной гимнастики на кольце.