Раньше из Японии импортировали автомобили, а теперь - способы борьбы с ними
Сын премьера
Киитиро Хатояма - личность примечательная. Его отец, Юкио Хатояма, в 2009-2010 гг. был премьер-министром Японии. Дед служил министром иностранных дел, прадед занимал пост премьер-министра страны и выступил одним из основателей либерально-демократической партии. Прапрадед был спикером палаты представителей в парламенте Японии в конце 19 века, а также ректором университета Васэда. Наконец, его дядя был министром внутренних дел Японии. А вот Киитиро Хатояма в политику не пошел. В то время, пока его отец возглавлял правительство Японии, Киитиро жил … в Москве и преподавал в Высшей школе бизнеса МГУ.
- В Японии я стал кандидатом технических наук и сразу после этого решил ехать за границу, чтобы продолжать научную деятельность. Хотелось стать своего рода первопроходцем - поехать туда, где японских специалистов до меня не было. Выбирал из нескольких европейских столиц, но в итоге отправился в Москву.
В свободное от лекций время Киитиро Хатояма изучал московские пробки. Точнее, искал способ, как избавиться от них. Свои предложения на этот счет он направил московским властям. Но те, судя по нынешним многокилометровым пробкам, ими не воспользовались. Киитиро между тем вернулся на родину, где преподает в Токийском университете. А на днях по приглашению Японского центра приехал на два дня во Владивосток, где провел семинар для представителей транспортных управлений, сотрудников дорожных служб и ГИБДД.
Пересядем на трамваи?
Кто бывал в Японии, и в частности, в столице страны Токио, наверняка заметил, что пробки здесь намного меньше, чем в Москве. Япония стала одной из первых стран мира, где управление дорожным движением, борьба с автомобильными пробками приобрели системный, научный характер. Поэтому, несмотря на высочайшую автомобилизацию японских городов, эти вопросы там сегодня не находятся в ряду самых болезненных. Киитиро Хатояма - признанный эксперт в области организации дорожного движения. А потому было весьма интересно узнать его мнение о транспортной ситуации во Владивостоке. Тем более что японский профессор успел проехать по городу и оценить всю прелесть владивостокского трафика на собственной шкуре.
- Я увидел несколько мест, которые нуждаются в рассредоточении транспортных потоков. Самый яркий пример - район Луговая - Спортивная, где идут транспортные потоки из двух крупных жилых микрорайонов и которые сливаются в один в узком месте. Люди утром едут на работу, а вечером - домой. Нужно думать, как рассеять поток транспорта в этом районе.
- А как его рассеять? Строить новые дороги? Надземные эстакады, как в Токио или Москве? Но при нашем горном рельефе и плотной застройке это очень сложно…
- Как один из вариантов - после проведения саммита продолжить освоение острова Русский и перенести туда некоторые учреждения, которые находятся в центре города. Можно подумать над этой идеей. Но есть решение и на краткосрочную перспективу. Мы можем оптимизировать движение транспорта путем изменения настроек работы светофоров. Изменить фазы. Или же как-то по-другому распределить транспортные потоки.
- Можно ли использовать японский опыт во Владивостоке?
- Думаю, что это возможно. В данном случае можно использовать опыт не мегаполисов вроде Токио или Йокогамы, а менее крупных городов. Тем более что в Японии немало городов со схожим рельефом.
- Во Владивостоке главная беда - отсутствие парковок, вследствие чего в центре города из-за неправильно припаркованных автомобилей возникают огромные пробки. Как в Японии решали эту проблему?
- До 2006 года наказанием за неправильную парковку занималась полиция. С 2006 года эту работу переложили на частные компании. С тех пор количество незаконно припаркованных машин стало уменьшаться. Кроме того, в Японии существует правило, что при строительстве нового здания обязательно нужно строить там парковку, в частности подземную. Это правило соблюдается строго. Конечно, во Владивостоке такую парковку сейчас очень тяжело обустроить, особенно в историческом центре. Но думаю, что если поручить эту тему коммерческим структурам, то она будет развиваться.
- В крупных городах некоторых стран жителей призывают отказываться от личного авто и ездить общественным транспортом…
- Я думаю, что администрации города и общественности следует обсудить этот вопрос. Может, действительно водителям стоит начать пересаживаться из своих личных автомобилей в общественный транспорт. Тут важно отметить другое: чего бы мы ни касались и что бы ни планировали, будь то строительство дороги или настройка светофора, все эти мероприятия должны проводиться только на основе анализа ситуации.
- А как вам водительская культура во Владивостоке? Смогли бы водить здесь машину?
- Я водил в Москве. Думаю и здесь смог бы. Хотя когда в первый раз сел за руль в Москве, опешил: еду по всем правилам, соблюдаю интервал с соседней машиной, и на первом же перекрестке между нами вклинивается другое авто. Позже мне объяснили, что это в порядке вещей. Когда вернулся в Токио, долго отвыкал.