Наталья Левданская, заведующая научным отделом Приморской картинной галереи, куратор выставки, рассказала, что идея этого вернисажа родилась ровно год тому назад, когда стали готовиться к юбилею Государственного Эрмитажа. Инициатива принадлежит директору галереи Алёне Даценко, которая озвучила её, а коллеги дружно поддержали. Созвонились с соседним Хабаровском. В музее не возражали объединить усилия, в результате приступили к отбору материала, а это дело непростое, так как коллекция западноевропейского искусства поступила из Музея Пушкина, Эрмитажа и Императорской академии художеств.
В фондах Приморской картинной галереи работ несколько меньше, чем в Хабаровске, и, в основном, это живописные полона, чуть меньше - графики. Хабаровску в 30-е годы прошлого столетия досталось и прикладное искусство - замечательный майсенский фарфор и др. Но привести его сюда было возможности, поэтому основной раздел графики, представлен произведениями из Хабаровского музея.
Среди живописных работ, иного произведений, дополняющих друг друга. К примеру, руинные пейзажи Паннини. В приморской галерее - он больших размеров, более скромный - из Хабаровского музея, но оба ценны. Или те же портреты, в Приморье хранятся холсты английской школы первой половины 19-го века, а хабаровчане привезли портрет испанской школы.
«В картинной галерее экспонируются не только картины, но и их история, - рассказала Наталья Левданская. - Мы даже заглянули глубже. Ведь эрмитажная коллекция также собиралась из разных источников, в том числе частных. Наша часть работ голландской живописи из коллекции знаменитого путешественника Семёнова-Тян-Шанского и ряд работ из личной коллекции Дмитрия Голицына. После революции она попала в Эрмитаж, а затем к нам. О каждом произведении можно много рассказывать и каждая вещь имеет историю, каждая часть коллекции связана с имена её собирателей. Я думаю, что наши посетители смогут услышать интересные истории про картины, о художниках и коллекционерах».
Наталья Андреевне полюбился голландский «Натюрморт», который даёт представление о голландских живописцах 17-го века. Напомним, что существовал целый ряд натюрмортов, а наш относится к направлению десерта. Французское слов «натюрморт» не совсем подходит к голландским живописцам. Они называли его - Stilleven (тихая жизнь вещей) и подчёркивали близость человека. В нашей работе, при детальном рассмотрении, можно увидеть, как кто-то начал чистить лимон - на картине кожура, нож, недопитый бокал вина, сдвинутая скатерть. Будто человек только что прошёл, отпил вино, съел лимон...
Можно бесконечно пересказывать сюжеты представленных шедевров, но лучше всего прийти и самому взглянуть на шедевры «Неизвестного Эрмитажа».