Примерное время чтения: 3 минуты
45

От ненависти до любви

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 31. АиФ-Приморье № 31 03/08/2022
Артисты филармонии каждый год дарят зрителю новые впечатления.
Артисты филармонии каждый год дарят зрителю новые впечатления. / Олег Белов / АиФ

Романсы звучат о Владивостоке

Концертная программа «Городской романс» станет новым открытием малой сцены Приморской филармонии. В ней прозвучат произведения популярного жанра, охватывающие несколько веков.

Задача программы - показать зрителю эволюцию русского романса, его связь с традициями и новаторством. Лирические мелодии у каждого на слуху. Премьера намечена на 21 августа.

Можно ли представить фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы» без пения под гитару? Подпевая артистам «Мне нравится, что вы больны не мной», «По улице моей который год», мало кто задумывается, что это и есть романсы. У популярного жанра большая история.

– Романс пришел в Россию в конце XVIII века из Испании, – рассказывает художественный руководитель филармонии Татьяна Сергеева. – Где уличные музыканты начали петь не полатыни и не по церковным канонам, а на своём романском языке и о любви к женщине.

В России романс лёг на благодатную почву, общество испытывало потребность услышать в музыке глубокие личные переживания. Романсы попали в надёжные руки великих поэтов и композиторов Золотого века – Пушкина, Лермонтова, Глинки, Даргомыжского.

– Следующий всплеск популярности жанра – XIX–XX века, когда рождается салонный бытовой романс, – продолжает Татьяна Сергеева. – Интересно, что в это время романсы больше пишутся на стихи полупрофессиональных поэтов. А на стихи поэтов Серебряного века начали писать в конце XX века. Городской романс – жанр земной во всех смыслах.

Важную роль в истории романса сыграл кинематограф. Романсы зазвучали с экрана. Яркие примеры – фильмы Рязанова «Ирония судьбы», «Жестокий романс», «О бедном гусаре замолвите слово» и другие.

С годами романс меняется, развивается человеческое мышление, расширяется словарный запас. Если раньше романсы звучали под гитару или рояль, теперь чаще аккомпанирует оркестр. Диапазон чувств – от категорической ненависти до глубокой любви во всех её нюансах. Уникальность филармонической программы – большой временной отрезок: от XVIII века и до наших дней.

На концерте 21 августа прозвучат лучшие произведения романсового жанра. В нём примут участие солисты Приморской краевой филармонии и Приморской сцены Мариинского театра – Анна Гамова (сопрано), Сергей Плешивцев (бас), Илья Астафуров (тенор), Дмитрий Толстых (баритон), Ирина Кучинская (сопрано), Людмила Якунина (сопрано).

В программе – произведения Петра Булахова («Гори, гори, моя звезда», «Я встретил вас»), Бориса Фомина («Только раз бывает в жизни встреча»), Николая Зубова («Не уходи, побудь со мною»), Андрея Петрова, Микаэла Таривердиева и многих других.

Еще Алла Баянова говорила: «Для того чтобы петь романсы, необходимо не только обладать определёнными артистическими данными и чувствовать тонкость слов, но и понимать очень многое в жизни».

– Романс – он о простом, о человеческом, о том, что переживают все люди, – подчеркнула директор филармонии Виктория Кочеткова. – Программа «Городской романс» поднимает огромный пласт музыкальной культуры России.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах