aif.ru counter
194

Успеть увидеть и понять

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 33. АиФ-Приморье № 33 15/08/2018
Звёзд фестиваля в крае встречают с почётом и искренней радостью.
Звёзд фестиваля в крае встречают с почётом и искренней радостью. © / Татьяна Меель / АиФ

Около двухсот лент покажут в программах «Конкурс», «Короче», «Кино России», «Панорама», «Семейный сеанс» и других.

Событие настолько разноплановое, что каждый человек сможет найти в нём что-то близкое и важное ему лично. Это не только кино, но и встречи с любимыми актёрами, мастер-классы, выставки и арт-проекты.

О том, до какого уровня дорос фестиваль и к чему готовиться зрителю в этом году, рассказал программный директор «Меридианов» Юрий Гончаров.

Морская душа

- Юрий Владимирович, когда оглядываетесь на 16 лет назад, в год возникновения кинофестиваля, что вспоминается?

- Когда в 2003-м открывался первый кинофестиваль, мы, организаторы, испытывали почти языческий страх. Думали, как это всё пройдёт - для участников, гостей, кинематографистов, жюри и, главное, для зрителей? Что будет с нашим робким артхаусом, когда народ привык к коммерческому зрелищному кино? Я до мельчайших подробностей помню эпизоды того кинофестиваля, открытие и закрытие, все эти 36 фильмов и огромное по составу жюри. Всё это навсегда останется в сердце. Потом мы долго приходили в себя, пытаясь осознать, проанализировать произошедшее.

Для зрителей же сама мысль, что актёры уровня Катрин Денёв или Пьера Ришара могут оказаться во Владивостоке, тогда воспринималась как некий нонсенс. Потом им уже хотелось видеть здесь не просто абстрактных звёзд, а тех, кто на слуху, к примеру, популярных героев сериальных проектов. Каждый из организаторов держал в уме некую сверхзадачу: заинтересовать людей фильмами, где речь идёт о душе, о нравственном выборе. И нас услышали. Пошли на авторское кино, лихорадочно пытаясь найти понравившиеся картины в Сети. Однако 70% показанных за 15 лет фильмов действительно нельзя отыскать в интернете.

- Сегодня кинофестивалей по России и в мире не перечесть. Какое место в этой палитре занимают наши «Меридианы»?

- Это единственный в России кинофестиваль, отмеченный особым месторасположением, ведь Владивосток находится на границе между Азией и Европой. Вследствие чего возникла идея объединения кино стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это наше ноу-хау, поэтому в масштабах страны фестиваль нельзя сравнить с другими кинофорумами.

- Приближённость к морской стихии влияет на дух кинофестиваля?

- Что такое море для человека? Ощущение внутренней свободы. Не мной замечено, что люди, живущие в Приморье, открытые, радушные, добрые - у них широкая морская душа. Их можно легко вычислить в таком городе, как Москва, так как они особенные. И это далеко от провинциального инфантилизма. Во многом авантюрная история Владивостока накладывает отпечаток на всех в нём живущих. И если уж сравнивать наш кинофестиваль... Думаю, коллеги со мной согласятся, что «Меридианы Тихого» чем-то близки Венецианскому кинофестивалю. Там живут люди с близким нам характером.

- Есть ли общие темы, тенденции, объединяющие кинематографистов мира?

- На престижных мировых кинофорумах царит внешне спокойная благодушная атмосфера. Все говорят о кино, делятся впечатлениями. Когда начинаешь смотреть фильмы, понимаешь, какая за этим спокойствием скрыта тревога. Мир напрягается во всех смыслах, он уже не существует беспечно, почивая на лаврах. В нём не совсем комфортно, и это связано с социально-политическими моментами. Мир теряет стабильность, он становится опасным, люди чувствуют тупик. Кинематографисты не могут не реагировать на это.

Молодые и звёзды

- Приморский кинофестиваль всегда отличался большим количеством дебютов и премьер. Как на этот раз?

- Действительно, часть фестивальной политики - продвижение молодых кинематографистов - российских и стран АТР. Им в помощь на кинофестивале работает авторитетная организация кинокритиков NETPAC, её задача - отметить работы с целью дальнейшего продвижения в азиатском и международном прокате. Лучшему, по их мнению, дебютанту вручается специальный приз от NETPAC, который даёт большие надежды и ко многому обязывает.

К слову, о тенденциях. Многие известные отечественные актёры попробовали себя на режиссёрском поприще. На фестивале покажут картины Ксении Раппопорт, Алексея Гуськова, Марии Шалаевой и Дарьи Чаруши. Увидят зрители последнюю картину Веры Глаголевой «Не чужие», ленту о том, как снимался фильм Андрея Звягинцева «Нелюбовь». Александр Гордон привезёт фильм «Дядя Саша». Здесь будет режиссёр Иван Твердовский с фильмом «Подбросы», дебютант Владимир Битоков с картиной «Глубокие реки», и многие другие - старые и новые друзья кинофестиваля.

- О Годе Японии в России не забыли?

- К нам приедет культовая фигура, мэтр японской анимации Кодзи Ямамура, в программе «В фокусе» он представит свои мультфильмы «Сельский врач Франца Кафки» и «Голова-гора». Зрителей ждёт встреча и с шедеврами российской анимации: программный директор Суздальского фестиваля Наталья Лукиных подготовила ретроспективу, посвящённую творчеству мультипликаторов Александра Татарского и Андрея Хржановского.

- Чем могут заинтриговать зрителя другие программы кинофестиваля?

- Любопытным подходом к женской тематике отличится «Документальный экран». Мы решили посвятить программу женщинам разных судеб - занимающим высокие посты, иконам стиля, звёздам или простым, совсем неизвестным. В программе «После полуночи» планируем показать два отечественных дебюта: чёрную комедию и мистический триллер. Программа «Профи» в этом году особенная: преподаватели Нью-Йоркской Академии Киноискусства проведут тренинг по питчингу и мастер-класс по монтажу. Обращаю внимание ценителей авторского кино на программу «Ретроспектива», которая расскажет о выдающемся шведском режиссёре театра и кино, сценаристе и писателе Эрнсте Ингмаре Бергмане. В этом году исполняется сто лет со дня его рождения. Собственно, весь артхаус сосредоточен в программе «Движение вперёд».

- Как насчёт начинающих кинематографистов Приморья?

- Несколько лет у нас была программа «Сделано во Владивостоке», где показывали фильмы, которые переросли дилетантский уровень. Где-то в 2010 году количество достойных показа картин местного производства резко сократилось. Куда подевались молодые кинематографисты? Учатся где-то или совсем завязали с кино? Поколение ушло, а другим снимать кино неинтересно? Много вопросов. Думаю, что пока у нас не будет своей киношколы, киностудии, обучающей базы - дальше разговоров ничего не пойдёт.

- Фильм, который пришёл из Мозамбика, отобран для показа?

- Увы, не судьба. Замечу, что сегодня весьма трудно найти чистое африканское кино, чаще в нём присутствует европейское влияние. Наследие истории даёт о себе знать. Те страны, которые были ранее колонизированы, выпускают фильмы, где операторы, монтажёры - французы, португальцы и др.

- Вот вы говорите, главное - дебюты, а как же Ким Ки Дук, который, будучи в зените славы, в конкурсе «Меридианов» победил?

- Это было ещё в далёком 2004 году. С тех пор мы приняли решение никогда не ставить в конкурс работы режиссёров состоявшихся, известных всему миру.

Новая планета

- Как успеть посмотреть 200 фильмов за семь фестивальных дней?

- Всё посмотреть невозможно, зрителям предстоит нелёгкий выбор. В целом проблема дефицита фестивального времени для нас стоит остро. Притом что мы заполнили кинопоказами дни открытия и закрытия. Возможно, в дальнейшем у нас получится увеличить общий срок кинофестиваля, чтобы зрителю было комфортно.

- На протяжении 16 лет практически не поменялся состав дирекции кинофестиваля. В чём секрет такого постоянства?

- Когда приходит сотни фильмов, и всё это нужно посмотреть… Ты не знаешь, какое кино сейчас увидишь. Может, это шедевр, а может быть - ничто. В этом есть какая-то магия, словно ты постоянно открываешь новую планету. Она может быть непригодна для существования. Ладно, зато на другой лучше. А вдруг попадётся такая, где можно жить?

ДОСЬЕ

Юрий Владимирович Гончаров родился во Владивостоке в 1963 г. В 1985 г., окончив театральный факультет Института искусств, сейчас ДВГАИ, уехал работать в Хабаровск. Во Владивостоке в конце 80-х создал театр «Юпкетчер», удививший своими смелыми постановками. С 1993 г. - на радио «Ви-Би-Си». С 2002 г. - отборщик на международном кинофестивале «Меридианы Тихого». С 2008 г. - программный директор фестиваля. Художественный руководитель Приморского драматического театра молодёжи. Автор девяти сценариев полнометражных и короткометражных фильмов, восьми пьес.

КСТАТИ

Американская актриса и модель Кармен Электра станет звездной гостьей XVI кинофестиваля «Меридианы Тихого». Всего в этом году на фестиваль приедут 180 гостей из 50 стран мира. Ежегодно в рамках кинотуров в Приморье проходят до 50 выездных кинопоказов и концертов - в городских домах культуры и сельских клубах, школах и военных училищах.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах