aif.ru counter
571

Неделя памяти: версии и последствия крушения траулера «Дальний Восток»

Сюжет Расследование крушения траулера в Охотском море

Доставленные на Сахалин иностранные рыбаки с траулера «Дальний Восток» попали под административный арест. На территории России они являются нелегалами, так как государственную границу официально не пересекали. 

«В отношении иностранных граждан возбуждены административные производства по факту осуществления трудовой деятельности, - рассказали в пресс-службе УФМС по Сахалинской области. - По окончании проверочных мероприятий в отношении ООО «Магеллан», являющегося судовладельцем затонувшего траулера «Дальний Восток», также будет возбуждено административное производство».

Первыми спасённых моряков встречали пограничники и миграционная служба. Фото: ГУ МЧС России

Иностранным морякам придётся пройти процедуру опознания, после чего им вручат временные документы и депортируют из России.

Напомним, что БАТМ «Дальний Восток» затонул в Охотском море 2 апреля 2015 года, находясь в 330 км к западу от посёлка Крутогоровский Соболевского района Камчатского края и в 250 км - к югу от Магадана. Судно было приписано к порту Невельск (Сахалинская область), судовладельцем является ООО «Магеллан». На борту траулера находились 132 человека. Из них 63 спаслись, 56 - погибли, ещё 13 пропали без вести.

Пора менять регламент

Трагедия в Охотском море станет поводом для внесения изменений в Морской регламент, об этом заявил исполняющий обязанности губернатора Сахалинской области Олег Кожемяко.

«Усилим контроль за состоянием экипажей и перегрузами. По итогам этой катастрофы будут сделаны выводы и внесены изменения в правила в сторону увеличения ответственности должностных лиц, в регламент по работе с иностранцами и с перегрузами, которые, предположительно, были при отправке судна», - заявил Кожемяко в порту Корсакова.

Версия следствия

Среди возможных причин трагедии называют человеческий фактор, всего же рассматривается более 10 вероятных сценариев произошедшего в Охотском море 2 апреля.

Следственный комитет в качестве основной версии выдвигает «Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации водного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух и более лиц» (именно так звучит часть третья статьи 263 Уголовного кодекса РФ). Уже объявлен в розыск генеральный директор ООО «Магеллан» (компания является владельцем БАТМ «Дальний Восток») Егор Гащенко, а его заместитель - Александр Кудрицкий - задержан.

«С учетом полученных сведений о нахождении Егора Гащенко на территории Республики Корея, он объявлен в розыск. Как полагает следствие, указанные лица будут далеко не единственными привлеченными к уголовной ответственности за крушение судна и гибель людей, - рассказал руководитель управления СК РФ Владимир Маркин. - Следователи проверят всех лиц, в том числе из числа чиновников, на которых лежали обязанности по контролю за соблюдением безопасности рыболовецкого судна и обеспечением средствами спасения тех,  кто находился на его борту».

В порт Корсаков спасённых рыбаков доставил другой траулер, также принадлежащий ООО «Магеллан». Фото: ГУ МЧС России

Обречённый рейс

Сотрудники Следственного комитета уже изъяли в офисе компании-судовладельца необходимую документацию и провели многочисленные допросы свидетелей и должностных лиц. Такая же процедура была проведена в порту Владивостока, откуда БАТМ «Дальний Восток» ушёл в свой последний рейс. Предварительные выводы следователей неутешительны: траулер был обречён. 

«Руководством компании-судовладельца были нарушены правила эксплуатации траулера. В частности, не были приняты меры для пополнения запасов топлива на судне и прекращения промысла рыбы, не было достаточного числа спасательных средств, и при этом количество лиц, находившихся на борту, превышало максимально допустимое. Даже с такими составляющими очевидно, что  выход в море представлял смертельную опасность», - считают в Следственном Комитете России.

На второй день поисков обнаружили перевёрнутый плот. Людей в нём не было. Фото: Пресс-служба Дальневосточного регионального центра МЧС РФ

«Отсутствие необходимого запаса топлива сделало судно неустойчивым - пустота ниже ватерлинии и подъём на борт 80-тонного трала выше этой самой линии - могли привести к оверкилю, - рассказал Сергей Баршаев, в прошлом начальник рыболовецких экспедиций. - Плюс лишние люди на борту, что только усилило перевес и, следовательно, крен судна»

Об отсутствии нужного количества спасательных плавсредств вскользь упомянул спасшийся рыбак Юрий Фомин, который четыре часа держался на воде в ожидании помощи. Юрий пояснил, что при ударе о воду плот отбросило в одну сторону, его - в другую. За время ожидания помощи больше ни одного плота он так и не увидел. 

Спасённые рыбаки рассказали, как затонул траулер. Фото: ГУ МЧС России

Другой взгляд

Есть и другая версия гибели судна, согласно которой перегруженный траулер мог затонуть при столкновении с льдиной.   

Пётр Осичанский. Фото: кадр из youtube

«Я придерживаюсь версии, что причиной случившегося стало столкновение со льдами. Как произошло в случае с «Титаником», который, столкнувшийся с айсбергом, получил пробоины и затонул, - рассказал президент Дальневосточной ассоциации морских капитанов Пётр Осичанский. - Траулер затонул очень быстро, это означает, что в корпус стали единовременно поступать большие массы воды, и экипаж не успел подать сигнал SOS».

При этом Осичанский добавил, что быстрое распространение воды по судну могло произойти из-за прогнивших водонепроницаемых переборок или неработающих клинкерных дверей. 

Версия со сгнившими переборками выглядит вполне правдоподобной, считает Сергей Баршаев: траулер «Дальний Восток» был построен по проекту 1288 (строительный номер 581) Черноморским ССЗ в Николаеве в 1989 году. То есть, когда в декабре 2014 года он был куплен и доставлен во Владивосток, судну было уже 25 лет, при сроке службы таких судов в 23 года. До сих пор ни один из 113 спущенных на воду БАТМов не переворачивался.

Рыболовные суда в Охотском море совсем не новые. Фото: Пресс-служба Дальневосточного регионального центра МЧС РФ

«Я был специалистом по прогнозированию развития отрасли, так вот по нашим прогнозам, весь флот должен был смениться к концу 90-х годов, - поделился Сергей Баршаев. - А что сейчас? Я вижу суда, у которых сгнили днища, а они ещё в море ходят»! Срок службы БАТМа - 23 года, и хотя перед приходом судна во Владивосток на нём был сделан ремонт, это без освидетельствования Морского Регистра ни о чём не говорит».  

Нелегалы на борту 

Профсоюзы бьют тревогу: из российских портов траулеры уходят в рейс, с не полностью укомплектованным экипажем. Как нелегалы потом попадают на борт, рассказал председатель Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Николай Суханов:    

«Мы готовим обращение в правительство и Генпрокуратуру с просьбой разобраться с перепоставкой иностранных моряков на российские суда, когда, например, людей из Бирмы везут в Южную Корею, потом на перегрузчиках доставляют в море и пересаживают на российское судно. Это неквалифицированная рабочая сила. При такой схеме эти рабочие не имеют ни коллективного договора, ни достойной оплаты, ни средств индивидуального спасения». 

Не всех спасённых рыбаков гостеприимно встретили. Нелегалов ожидал административный арест. Фото: Портал Сахалин и Курилы

По информации Российского профсоюза моряков, переработчиков рыбы, нанятых в Бирме, даже не ознакомили с условиями контракта. Тем не менее, на судне они числились консультантами и получали за это заработную плату. Как отметили в профсоюзе, бирманские моряки не знали ни русского, ни английского языков, следовательно, не могли быть технологами-консультантами. 

Помощь выжившим

Самолёт Бе-200. Фото: ГУ МЧС России

Сейчас выжившие члены экипажа прошли в областной больнице Сахалина полный медицинский осмотр. Из 60 пациентов только семерых оставили для стационарного лечения, к ним же присоединились три рыбака, доставленных из Магадана на самолёте Бе-200 МЧС РФ. По словам и.о. главного врача Сахалинской областной больницы Елены Никулиной, остальные пациенты в госпитализации не нуждаются. 

«Мы ожидали обострившихся бронхитов, переохлаждений, но пока ничего такого не выявлено», - сообщила она.

С коллегой согласен заведующий травматологическим отделением больницы Евгений Дерябин:  состояние поступивших пациентов удовлетворительное. 

Финансовая поддержка

Всем спасённым рыбакам, а так же семьям погибших будет оказана материальная помощь. Из федерального бюджета за утерю кормильца родные получат по одному миллиону рублей, деньги будут переведены примерно через две недели после опознания тел. По словам представителя судовладельца, компания так же окажет всем пострадавшим материальную помощь: по 200 тыс. руб. выжившим рыбакам и по 1 млн. руб. семьям погибших. Кроме того, всем спасённым, не имеющим сахалинской прописки, компанией-судовладельцем в первые же часы после расселения в гостиницах будут выделены по 10 тысяч рублей на предметы первой необходимости. Страховая компания «Согласие», в которое были застрахованы члены экипажа, также взяла обязательства выплатить пострадавшим все суммы, предусмотренные страховыми договорами.

Спасённым рыбакам выдали именные сумки с одеждой и предметами гигиены. Фото: ГУ МЧС России

В Приморье создан счёт для оказания помощи семьям погибших и пострадавших членов экипажа БАТМ «Дальний Восток». 

Банковские реквизиты для перечисления помощи:

Приморский краевой общественный благотворительный фонд защиты материнства и детства «Мама»

ОГРН 1052500008439

ИНН2540110192 КПП 254001001

Дальневосточный филиал ОАО АКБ «Росбанк»

к/сч. 30101810300000000871

БИК 040507871

р\сч 40703810445510000020

По словам председателя  фонда Натальи Изотовой,  общественность, простые граждане  не могут  остаться в стороне от страшной трагедии, которая пришла в дома моряков погибшего траулера. Что касается вопроса расходования средств, которые поступят на счет, Фонд гарантирует полную прозрачность. 

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах