Виды новых мостов приморской столицы заполонили Интернет, замелькали на календарях и сувенирной продукции. Долгожданные мосты (особенно это относится к Золотому, связывающему центр и мыс Чуркина) превратились в символ современного Владивостока.
Правда, усилия компании, подарившей землякам долгожданный Золотой мост и уникальный низководный, власти «не заметили» - в отличие от строителей Русского моста, которые были поощрены, а их руководитель миллиардер Арас Агаларов даже получил орден.
Горечь побед
Кто бы мог предположить, что приморская компания, успешно построившая два моста из трех, окажется сегодня на грани банкротства? А трём сотням классных специалистов, получившим на стройках АТЭС уникальный опыт работы, накануне нового 2014 года вручат уведомления о предстоящем увольнении.
Об этой безрадостной новости мне сообщил председатель профсоюзного комитета ЗАО «ТМК» Леонид Осокин. Коллектив, сокращённый в 2012 году до 1500 человек (с 2600 человек в 2011 г.), продолжает «сжиматься»: 31 декабря 2013 года были расторгнуты контракты с еще 358 сотрудниками. Причина банальна - для дорожников и мостостроителей этой компании теперь не находится работы в Приморском крае. «На сегодняшний день у компании отсутствуют строительные объекты и, соответственно, строительно-монтажные работы», - говорится в приказе об увольнении сотрудников.
Гуляйте маврами
Ненужными Приморью оказались налоги в бюджет края, семьи строителей и сам коллектив профессионалов (для тех, кто не в курсе: компания выросла на базе известного ещё в советские времена Уссурийского мостостроительного отряда), за плечами которого - десятки возведенных в ДВФО мостов и зданий, тысячи километров дорог. Эти люди построили сложнейшие объекты саммита АТЭС-2012 - такие, как Золотой мост, низководный мост через Амурский залив, два участка автомобильной дороги поселок Новый - полуостров Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл и автомобильную дорогу бухта Патрокл - мостовой переход через бухту Золотой Рог.
Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский на церемониях открытия низководного моста и трассы Де-Фриз - Седанка - бухта Патрокл говорил: «Мы гордимся нашими строителями. Эта дорога была нужна Владивостоку, как воздух! В такие минуты ощущаешь гордость за страну».
Совсем другие чувства сегодня у мостостроителей. Как в той поговорке: «Мавр сделал свое дело, мавр может уйти». Вот и уходят «гулять маврами» приморские профессионалы на поиски работы в других регионах.
- Сотрудники спрашивают: почему после наших многочисленных трудовых побед мы остались без заказов? - рассказывает Леонид Осокин. - Почему в тендерах на строительные объекты побеждают неизвестные компании с нулевым опытом работ, а мы остаёмся ни с чем? Почему приморцам перестали вдруг доверять стройки на своей территории? Один только пример: генподряд на строительство автомобильной дороги Владивосток - Находка - порт Восточный выиграли варяги, а местных даже на субподрядные работы не взяли. Почему обслуживание Золотого моста, который мы построили, доверили не нам, а людям, с которыми пришлось разрывать контракт из-за их непрофессионализма? Кому выгодно превратить стабильную и успешную много лет приморскую компанию в банкрота? Создаётся впечатление, что залог победы в тендерах на строительство в Приморском крае - не профессионализм и опыт, а расположение фирмы в пределах Садового кольца.