В торжественной церемонии соединения берегов участвовали губернатор края Владимир МИКЛУШЕВСКИЙ, глава приморской столицы Игорь ПУШКАРЕВ, генеральный директор ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания (ЗАО «ТМК») Виктор ГРЕБНЕВ и 15 почетных граждан Владивостока, специально приглашенных на это историческое мероприятие.
Варить» доверили машине
Почетные граждане стали одними из первых жителей столицы Приморья, кому посчастливилось прогуляться по мосту через Золотой Рог, соединившим центр города с один из его самых удаленных районов. Экскурсия началась со стороны мыса Чуркина около двух часов дня от южных пилонов. Солнечная и почти безветренная погода, кстати, в этот день способствовала пешим прогулкам... на высоте 64 метра. После променада над водной гладью почетные граждане не скрывали своих ощущений от увиденного. - Жители Владивостока больше ста лет мечтали построить мост через бухту Золотой Рог. Сколько раз наши избиратели давали наказы депутатам - все говорили, что такая переправа необходима. Но никто не ожидал, что это будет такая красивая переправа! Уверена, к нам потянутся туристы, чтобы посмотреть на это грандиозное сооружение XXI века! - восторженно рассказывала почетный житель г. Владивостока Зинаида ИОВКОВА.
Строительство моста через бухту Золотой Рог началось 25 июля 2008 года. Работы по монтажу заключительного - замкового - блока, соединяющего две части моста, завершились почти через четыре года, 14 апреля 2012 года. Но последний штрих в его объединении с основной конструкцией моста, сварка 15 сантиметров «золотого» шва, был сделан через две недели, 28 апреля, в 14 часов 20 минут. Причем, присутствующие ожидали, что «золотой» шов доверят варить знатному мостостроителю со стажем. Потому как это ответственная и даже историческая миссия. Но варил «драгоценный» шов специальный сварочный аппарат на колесах.
Виктор Гребнев командует:
- Начитайте!
Рабочий нажимает какую-то кнопку, и чудо-агрегат медленно начинает ползти по металлу. На операцию уходит не более семи минут. И нет ни привычного дыма, ни искр, как от бенгальского огня. После чего двум рабочим, обслуживающим сварочным аппарат, остается лишь очистить новоявленный шов от угольно-металлического порошка, применяемого во время сварки. На этом покорение бухты Золотой Рог завершилось - полуостров Голдобина состыковали с центром Владивостока. Сбылась мечта многих поколений жителей столицы Приморья!
Любопытный факт: во время очередного визита во Владивосток Владимира ПУТИНА бывший губернатор Приморья Сергей ДАРЬКИН подарил столичному гостю открытку с изображением… моста через бухту Золотой Рог. Открытка была напечатана в самом начале ХХ века!
Ау, пессимисты!
Между тем, после сварки «золотого» шва работы на мосту не закончились. Мостовикам еще предстоит нанести антикоррозийное и специальное дорожное покрытие. Что, кстати, уже делается. Предстоит произвести монтаж освещения моста, вместе с вантами и пилонами. По словам Виктора Гребнева, это будет грандиозная иллюминация. А кто бы сомневался! Уже если такой мост построили (один из пяти лучших вантовых мостов в мире), то оснастить его лампочками - это уже мелочи.
Кроме того, перед сдачей в эксплуатацию мост еще будут испытывать, как того требует технологический процесс. И все-таки основные трудности уже позади. А впереди у этого гидротехнического сооружения долгая жизнь. Лет сто, не меньше. И очень напряженные, без преувеличения.
- Мост через бухту Золотой Рог очень важен для жителей Владивостока. Он позволит разгрузить городские трассы и решить проблему транспортного сообщения между центром и отдаленными районами. А это серьезный шаг в транспортной инфраструктуре Владивостока. Что касается названия моста, то мы планируем провести опрос общественного мнения среди жителей и выбрать лучшее, - сказал губернатор Приморья после того, как сварочный аппарат закончил работу. И еще Владимир Миклушевский поблагодарил мостостроителей за четкую работу, а жителей Владивостока поздравил «с осуществившейся мечтой».
Мостостроители, кстати, предлагают назвать мост «Викторией». Из-за уникальной конфигурации его пилонов. Дело в том, что во всем мире пилоны вантовых мостов сходятся, а во Владивостоке - разлетаются, как ласточкин хвост, напоминая латинскую букву V. Первую букву слова «victory», что значит «победа». Победа над поставленными задачами.
Но это еще не все изюминки нашего моста. Его главная особенность - расстояние между пилонами, равное 737 метрам. Такое сооружение требует точного расчета и высокого технического исполнения. При строительстве моста многие технологии применялись впервые в России. Уникальная стройка потребовала от ЗАО «ТМК» серьезной технической оснащенности с привлечением самой современной техники. Сотрудники прошли стажировку у мировых лидеров мостостроения, освоили эффективные зарубежные и российские технологии и материалы. Это был своего рода эксперимент, который удачно завершился. Хотя, чего скрывать, были скептики, которые утверждали, что вообще строить мост через Золотой Рог при наших ветрах и повышенной сейсмичности - это безумная идея. Что построить мост в такие сжатые сроки - это нереально. И где теперь эти пессимисты? Что они скажут сейчас?
Как рассказал Виктор Гребнев, конструкция моста через Золотой Рог очень надежна. Она выдержит тайфуны и ветер в несколько десятков метров в час, а также землетрясение до 8 баллов по шкале Рихтера. Съезды с моста - тоже особой прочности, внутри них забетонированы специальные канаты.
Дискотека на мосту?
Официальная дата открытия движения по мосту через бухту Золотой Рог - 1 июля, к Дню рождения Владивостока. А почему бы и нет? Подарок на зависть всем. Лучшего и не надо. По предложению Игоря Пушкарева, перед пуском по мосту автомобильного движения предполагается в течение нескольких дней организовать по нему пешие прогулки для жителей и гостей краевого центра. И даже дискотеку! Чтобы счастливчики потом рассказывали своим детям и внукам, как они гуляли и даже танцевали на мосту.
- Мы договорились со строителями сделать все, чтобы это событие стало запоминающимся, - сказал мэр.
- Можно и «тарзанку» организовать, - подсказал Игорю Сергеевичу корреспондент «АиФ - Приморья».
- Это не приветствуется. Но, если условия техники безопасности будут соблюдены, то почему бы и нет, - ответил глава города. И подчеркнул, что вопреки слухам, автомобильное движение по мосту будет бесплатным.
Между тем, мостостроители не в восторге от этой идеи градоначальника. По их мнению, мост на мыс Чуркина - это, прежде всего, автомобильный переход. Поэтому, никаких пешеходов, тем более танцев, на мосту быть не должно.
- Если глава администрации Владивостока будет настаивать на торжественной прогулке горожан, пусть ставит оцепление полиции по всему периметру моста, - так прокомментировал предложение Игоря Пушкарева заместитель гендиректора ЗАО «ТМК» Александр ЯКОВЛЕВ.
После встречи в неформальной обстановке Владимир Миклушевский предложил дорогим гостям подняться на вершину одного из пилонов моста, на высоту 226 метров. Идея была заманчивой, но только адмирал Геннадий ХВАТОВ, командующий ТОФ в конце 80-х годов прошлого века, почетный гражданин Владивостока с 2009 года, согласился полюбоваться панорамой города с высоты птичьего полета. Остальные не рискнули…