Май на исходе, но опять несут квитанции «за тепло». Почему - ведь отопительный сезон завершился, грели нас не полный месяц?В. Капустина, Находка.
На первый взгляд и правда несправедливо: тепло подавалось в дом только три, к примеру, недели, а сумма в квитанции не уменьшается? Почему так происходит и нужно ли куда-то жаловаться, рассказали представители КГУП «Примтеплоэнерго». Именно эта компания обеспечивает теплом большую часть края.
Зачем учёт?
- Перед тем как произведут расчёты за май, хотелось бы предупредить: согласно Жилищному кодексу, их осуществляют только двумя способами: по фактическим показаниям приборов или по нормативу, - подчеркнула Галина ЛИ, начальник отдела сбыта предприятия.
- Многие считают, что, если они оплачивают по нормативам в течение отопительного периода, это и есть фактическое потребление. Но факт может показать только прибор учёта! Поэтому если ресурсоснабжающее предприятие начинает отопительный период в соответствии с действующим законодательством, потребитель, у которого нет такого прибора, должен полностью оплатить годовой норматив. Норматив не определяет факт, то есть не устанавливает объём - он используется для удобства расчётов. У нас есть абоненты, которые платят круглый год, хотя не получают услугу каждый месяц.
У компании, как оказалось, давно есть и соответствующий вердикт суда, и решения контролирующих органов. Если абонент не согласен с качеством услуги, проводится обследование; если претензии обоснованы, производится перерасчёт, но это уже другой случай. С наличием или отсутствием общедомовых приборов учёта он не связан. А необходимость их установки постепенно становится всё более понятной конечному потребителю.
- В течение последних двух лет число действующих в крае приборов общедомового учёта выросло почти на тысячу, - рассказал Дмитрий ПОНОМАРЁВ, начальник управления технической инспекции. - Они наглядно демонстрируют, сколько энергии потреблено по факту. А значит, можно начинать проводить мероприятия по снижению этого показателя. Как правило, когда на одном доме прибор установлен, а на втором - нет, это сразу видно: на одном из них больше пластиковых окон, они установлены в подвале, стоят домофоны, на подъездных дверях есть доводчики Но в крае есть и проблемные дома, которые не оснащены счётчиками не из-за чьего-то бездействия, а по технической невозможности, зачастую из-за неудовлетворительного состояния коммуникаций. Нюансы есть и с индивидуальными приборами.
- Многие хотят поставить индивидуальные счётчики, чтобы не зависеть ни от соседей, ни от кого, - добавил Дмитрий Сергеевич. - Но, согласно закону, установить их возможно только при горизонтальной разводке отопления. У нас же 90% жилого фонда - вертикальная разводка. В силу того же закона об энергосбережении вводимые в эксплуатацию дома должны оснащаться приборами учёта всех видов ресурса - индивидуальными и общедомовыми.
Как платить?
Свои тонкости есть и в схемах оплаты. На это влияют муниципальные акты и решения собственников жилья.
- В соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг, если дом оборудован общедомовыми приборами учёта, в первый год мы выставляем по нормативу, а по итогам года делается корректировка, - рассказала Галина Ли. - В следующем периоде счёт уже выставляется по среднему показателю. Мы идём потребителю навстречу: если собрание собственников приняло решение, что они согласны сразу производить оплату по фактическим показаниям приборов учёта, то мы и распределяем ресурс в соответствии с полученными данными. Но для этого необходимо согласие собственников. Как сообщила начальник отдела сбыта, существует две категории абонентов: одни выбрали формат платить во время отопительного периода, а другие оплачивают услугу в течение всех 12 месяцев.
- Понятно, что у тех, кто платит в течение года, платёж меньше, - пояснила Галина Чансебовна. - Если бы мы самовольно привели платежи к единой схеме, не все оказались бы к этому готовы. Здесь всё зависит от того, какие муниципальные акты приняты на соответствующей территории. Во Владивостоке можно платить только во время отопительного периода, в других населённых пунктах есть выбор: норматив, 12-месячный и дифференцированный. В данный момент мы действуем в соответствии с документами, подписанными ещё главами муниципалитетов. С 1 июля краевой департамент по тарифам установит новые нормативы по новым правилам.
Разберутся со всеми изменениями, проблемами, примут сообщение об аварии специалисты call-центра. Горячая линия с номером, начинающимся на 8-800 бесплатно доступна абонентам по всему Приморью, полностью его сообщат дополнительно. За месяц на линию поступило около тысячи звонков.
- По окончанию отопительного периода в тестовом режиме мы запустили пробный call-центр, - рассказал Олег ТАРАРЕНКО, заместитель генерального директора по информационным технологиям и общим вопросам. - Мы увидели, что поступает очень много звонков с разными вопросами. Многие из них повторяются, в частности о начислениях. Эта единая линия заработает со следующего отопительного сезона. Как с любыми операторами call-центров, в первую очередь можно будет непосредственно задать интересующий вопрос. Если оператор не сможет сам ответить абоненту, он переадресует его специалистам. На единую линию нужно будет звонить по всем вопросам, включая порывы и аварии. На нашем официальном сайте есть портал, где фиксируются все обращения, каждому из них присваивается собственный номер - так можно всегда отследить статус своего обращения.
Что с долгами?
Серьёзная проблема любой крупной компании - большое число неплательщиков. Как напоминают в «Примтеплоэнерго», в работе по взысканию задолженностей нельзя сбавлять темпы.
- У нас действует старая схема: первый месяц потребитель не заплатил, во второй месяц мы направляем предупреждение, - уточнила Галина Ли. - Если в этом случае оплата не поступила, готовим исковое заявление. Кстати, сейчас мы начинаем работать напрямую с работодателем и с банком. Практически все предприятия используют зарплатные проекты, и, чтобы не заваливать судебных приставов дополнительной работой и тем самым не увеличивать сроки возврата денежных средств, мы стараемся исполнительные листы направлять сразу в банк. В первую очередь это «Сбербанк»; если он возвращает исполнительный лист из-за того, что счёт у человека не открыт, мы направляем документ в другое финансовое учреждение. Правда, кроме населения у нас есть и такие должники, как муниципальные образования. На сегодняшний день почти 450 миллионов рублей долгов.
Как в случае с частными лицами, так и с муниципалитетами всегда возможно договориться о рассрочке, перерасчёте - словом, компания традиционно напоминает, что выход из ситуации найти можно. Не касается это только тех, кто уже однажды получил второй шанс, но сам нарушил условия договорённости.
В то время как абоненты получают настоятельные рекомендации оптимизировать теплоснабжение со своей стороны - поставить приборы, пластиковые она и т. д., КГУП «Примтеплоэнерго» так же работает над модернизацией. Важная её часть - совершенствование учёта топлива как одна из основных статей затрат.
- В прошлом году мы занялись установкой автомобильных весов, - говорит Олег Тараренко. - В первую очередь закрываем направление мазута. У нас есть собственные участки, где мы занимаемся перевалкой. Раньше, когда мы отпускали топливо, объёмы замеряли линейкой. Эта система не позволяла точно сказать, сколько топлива отправлено той или иной котельной. Теперь, когда у нас есть весы, мы на 100% знаем, что в том или ином направлении отгружено такое-то количество тонн мазута. Кроме того, постарались максимально охватить и угольное направление. Это даёт полную картину движения топлива. Примечательно, что в целом по краю модернизация предприятий ЖКХ позволила сэкономить бюджету региона 1,5 млрд рублей.
Кстати
Автоматизированные модульные котельные уже играют существенную роль в экономии топлива. С прошлого года установлено 60 единиц, результат уже налицо. В 2015 г. по сравнению с 2014 г. предприятию удалось снизить расход топлива на 10%. Экономия потребления воды составила 14,5%.
Цифры
Более 7,3 млрд руб. потрачено с начала года из бюджета края на компенсацию затрат по оплате услуг ЖКХ. Её получают почти 500 тыс. приморцев.
Инга ОРЛОВА
Фото автора