aif.ru counter
602

На памятник Анне Щетининой скидывались капитаны со всего мира

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 23. АиФ-Приморье 05/06/2013
Анна Ивановна Щетинина. Фото из личного архива Петра Якимова

Владивосток, 11 июня — АиФ-Приморье. В этом году исполнилось 105 лет со дня рождения Анны Ивановны Щетининой, первой в мире женщины-капитана дальнего плавания, Героя Социалистического Труда, Почетного жителя Владивостока и Почетного работника морского флота. 

Всю свою долгую жизнь эта героическая женщина посвятила покорению морских просторов и обучению будущих мореходов, сделав головокружительную карьеру от матроса портофлота до капитана океанского корабля. Большая часть ее трудовой биографии связана со столицей Приморья: в 1935 г. она привела из Гамбурга на Дальний Восток пароход «Чавыча», а в 1938 г. получила должность первого начальника Владивостокского рыбного порта.

«Не пьеса, а жизнь»

Мало кто знает, но Звезду Героя Соцтруда капитан дальнего плавания Щетинина получила… со второго захода. Это произошло в 1978 году. Но впервые документы на присвоение Анне Ивановне этого почетного звания подавались в Москву еще в 1968 году. Тогда же на экраны страны вышел фильм «Анна Ивановна», снятый на студии «Дальтелефильм». Документальная 50-минутная лента была посвящена 60-летию Щетининой.

О том, как снимался этот фильм, «АиФ - Приморью» рассказал кинооператор Пётр ЯКИМОВ. В составе киногруппы он прошел со Щетининой на теплоходе «Охотск» от Владивостока до Одессы через Индийский океан, Африку и Суэцкий канал.

Петр Якимов. Фото из его личного архива

- «Анну Ивановну» снимали с благословления Приморского крайкома КПСС. Идея сделать кино о первой в мире женщине-капитане появилась примерно за год до юбилея Щетининой. Она тогда преподавала в ДВВИМУ (сегодня - МГУ им. Невельского) и почти не «капитанила». Помню, ее долго уговаривали, чтобы она вновь заступила на капитанский мостик ради съемок. И она сдалась. Мы снимали в училище и у нее дома. Она жила с племянницей в трехкомнатной квартире на улице 1-ой морской, в «Дворянском гнезде». Квартира была скромная, никакой дорогой мебели и богатых ковров. Однажды мы пришли к Щетининой, чтобы обсудить план будущих съемок, а она пригласила нас за стол и предложила пропустить по стаканчику. Наверное, мы бы отказались, если бы Анна Ивановна поставила на стол водку или вино, а она достала из холодильника виски. В то время в Советском Союзе это был дефицит, - рассказал Петр Якимов.

Анна Ивановна Щетинина. Фото из архива Петра Якимова

В ДВВИМУ снимали «скрытой» камерой, и некоторые кадры, вошедшие в фильм, Щетининой не понравились. К примеру, на первом просмотре картины ее возмутил сюжет, где она в сердцах называет нескольких курсантов «двоечниками».  

- Ну, зачем это надо было снимать! Ребята выучатся, пойдут работать, а в вашем кино они на всю жизнь останутся «неуспевающими», - поначалу горячилась Анна Ивановна. А потом отошла: 

- Вы, наверное, правильно сделали, что сняли «головомойку». Постижение мореходных навыков - это ведь не пьеса, а настоящая жизнь.

Не растерялась 

- Анна Ивановна никогда не позировала. Снимать ее было трудно, особенно на капитанском мостике. Например, мне надо было, чтобы она повернулась ко мне лицом или в профиль, а она была погружена в свою работу и нас не замечала, - вспоминает кинооператор Якимов.    

Проход через Суэцкий канал - самый яркий эпизод путешествия кинодокументалистов из Владивостока в Одессу.

Которое здесь, кстати, могло и закончиться.  

…Согласно международным морским правилам, перед проходом Суэцкого канала на борт «Охотска» поднялся иностранный лоцман, после чего сухогруз полностью перешел в его подчинение. Надо сказать, что Суэцкий канал - довольно узкий «ручей», при большом желании от берега до берега можно камень добросить, и огромный «Охотск» смотрелся в этой «луже», как калоша в тарелке борща.

Сначала всё шло замечательно. Анна Ивановна стояла в стороне, наблюдая за действиями лоцмана, а тот, подавая команды, занимался проводкой судна. Вдруг, когда теплоход уже прошел половину пути, от левого берега отвалил многопалубный паром, забитый людьми, и на полной скорости направился в сторону «Охотска». Лоцман побледнел.

И тут свое слово сказала Щетинина. Она спокойно подошла к судовому телефону и скомандовала: 

- Полный назад! Самый полный назад!

«Охотск» задрожал всем корпусом, заскрежетал и еще несколько метров прошел по инерции, благо скорость его была минимальной. Когда он остановился, буквально перед его носом проскочил паром. С высоты капитанского мостика были видны улыбающиеся лица его пассажиров: они даже не поняли, что могло бы произойти, если бы ни опыт и реакция Анны Ивановны. 

Был скандал

В Одессе «кругосветка» дальневосточных кинодокументалистов закончилась, и они улетели в Москву, а оттуда - домой. «Охотск» же через три дней отбыл в Николаев, а затем на Кубу.  

…Судьба экранной «Анны Ивановны» сложилась удачно: лента была растиражирована для Всесоюзного телевещания.

В июле 1968 г. в Риге на III Всесоюзном кинофестивале «Человек и море» авторская группа фильма была награждена Дипломом I степени и Главным призом «Серебряная ветвь». А вот реальной Анне Ивановне не повезло, в год своего 60-летия она не получила-таки звезду Героя Соцтруда.

Существует несколько версий «опалы» легендарной женщины. По одной, так Анне Ивановне  отомстил один ее бывший нерадивый курсант, которого она не жаловала. Прошли годы, и «троечник» вознесся до кремлевских высот. И когда подвернулся случай, надо было поставить решающую подпись под наградными документами, он подло «укусил»…

Анна Ивановна Щетинина. Фото из архива Петра Якимова

По другой версии, Щетинина не получила награду из-за ЧП на Кубе. После Одессы «Охотск» пошел на остров Свободы за сахаром. Там во время погрузки на кране лопнула балка и убила грузчика-кубинца. Был большой международный скандал! Население Гаваны целую неделю пикетировало порт. Кубинцы даже прекратили погрузку. Конечно, после такого случая Анна Ивановна могла забыть о «звездочке». Говорят, что она была страшно расстроена.

- А еще Анна Ивановна была очень хорошим рассказчиком. Жаль, что ее истории никто не записывал. Чаще всего она вспоминала годы войны, как доставляла грузы по ленд-лизу из Америки и Канады в Советский Союз. Вы знаете, ведь она была в Германии буквально за день до начала нападения фашистов на нашу страну! - говорит Петр Якимов. 

… В июне 1941 г. теплоход Балтийского государственного пароходства, на котором Щетинина  работала вторым помощником капитана, зашел в Гамбург под погрузку, и всё было как всегда, но немцы вели себя очень странно. Они работали быстро, слаженно и молча, без шуток и улыбок. Когда наши моряки пытались общаться с докерами или угощали их папиросами, те отказывались и отводили глаза. Ситуация с необычным поведением камрадов прояснилась, когда теплоход вернулся в Ленинград.        

- Как только мы встали у причальной стенки, по радио объявили, что гитлеровская Германия напала на Советский Союз, - много лет спустя  рассказывала Анна Ивановна.

Природа плакала…

Анна Ивановна умерла 25 сентября 1999 г., ее похоронили на Морском кладбище.

В тот день осеннее небо хмурилось с утра, а после обеда, аккурат к моменту погребения,  разродилось мелким и нудным дождем. Казалось, природа оплакивала умершую.

Кинопленка засвидетельствовала немногочисленную похоронную процессию: сказать последнее «прости» знаменитой женщине пришли лишь несколько седовласых капитанов. Они не скрывали слез.    

Год спустя, буквально в нескольких метрах от могилы Щетининой, хоронили известного дальневосточного предпринимателя, подло убитого в Москве в подворотне. Автор этих строк присутствовал на похоронах.

Пока священник читал молитву по «безвинно убиенному», да пока произносились прощальные речи со стандартным набором фраз «не забудем», «будем помнить» и т. д., я разговорился с могильщиками. Оказалось, что год назад они же закапывали и Анну Ивановну. Я обратил их внимание на скромный памятник-времянку Щетининой из мраморной крошки.       

- Так ведь забыли старушку! Когда ее хоронили, все тоже клялись в вечной любви. А на годовщину смерти никто не пришел, - развел руками бригадир.    

Добротный памятник Анне Ивановне через некоторое время все-таки установили. Но  администрация Владивостока, возглавляемая Юрием Копыловым, на благое дело не выделила ни копейки: на памятник сбрасывались капитаны буквально со всего мира.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах