Знакомьтесь - Сергей Огай, ректор Морского государственного университета имени адмирала Г. И. Невельского.
О моряках
- Сергей Алексеевич, сколько вообще моряков работает на просторах мирового океана?
- Примерно полтора миллиона на весь мир. Только вдумайтесь: людей, чей труд соединяет континенты, производит перевозку 90 % всех в мире грузов, «вертит» мировую экономику и, как следствие, обеспечивает благополучие всего человечества - примерно столько же, сколько работает в штате одной лишь железнодорожной компании в России. Выходит, количество моряков чрезвычайно мало в мировых масштабах. Однако, в этом контексте, насколько важны профессиональные усилия каждого из них.
- Слышали, что вы лично принимали участие в учреждении международного Дня моряка 25 июня. Что это за праздник и зачем он?
- Действительно, мне довелось быть участником такого международного и, можно сказать, исторического события, как дипломатическая конференция в г. Манила (Филиппины) в 2010 г. Там и был учрежден этот праздник нами, участниками из более чем сотни стран. Но собирались мы все в столице Филиппин, конечно, не ради праздника, как такового. Просто накопилось уж очень много поправок к международной конвенции подготовки моряков. Пришла пора решать животрепещущие для моряков вопросы.
- Например, какие?
- Взять хотя бы электромехаников. Они долгое время были исключены из списка морских профессий. Тогда же нам удалось восстановить справедливость. На той конференции мы много уделили внимания условиям труда и отдыха моряков. Не секрет, что работодатели, судовладельцы и прочие бизнесмены, не только в нашей стране, но вообще в мире, привыкли выжимать из моряков всё. Труд в море даже с учетом современной организации быта чрезвычайно тяжел, как известно. А требования к людям морских профессий очень высокие: ты должен быть здоровым, выносливым, высокопрофессиональным, феноменально трудоспособным. А взамен - может быть, при хорошем раскладе, богатым… Но деловые круги должны понимать, что обеспечение морякам достойных условий обучения, труда и, что не маловажно, отдыха повышает и эффективность самого бизнеса в итоге. Именно об этом и призван напоминать Международный день моряка.
- Когда-то Владивосток называли городом моряков и рыбаков. Сегодня - автомобилистов. На ваш взгляд, вернётся ли в наш порт былая слава?
- Полагаю, морской славы наш порт не утратил вовсе. И по сей день в первую очередь остается городом моряков и рыбаков. Просто масштабы, до которых всё было развито в советскую эпоху, сегодня несравнимо малы. Впрочем, некоторая положительная динамика в плане развития морских профессий наметилась. Конечно, местные судоходные компании нельзя пока сравнить с тем же питерским Совкомфлотом, где моряки работают на обновлённых судовых мощностях, имеют превосходные условия труда и отдыха. Но если в стране в принципе есть такие положительные примеры, то рано или поздно подобные новшества должно появиться и у нас в Приморье.
О вечной учёбе
- А какие новшества могут быть в морском университете, завязанном на традициях?
- Новые идеи всегда сосуществуют с традициями в морской сфере. И возникает интересных и рациональных идей у нас не мало. Другой вопрос - как их воплощать в жизнь? Но мы пытаемся, и довольно успешно. Например, недавний наш проект - Центр по расследованию аварий и ситуаций на море. Мы устроили имитацию судебного процесса, где разбирали реальную ситуацию, произошедшую в море. Собрались вместе эксперты, наставники и курсанты. Кто-то играл роль судьи, кто-то - подсудимого. Были, конечно, прокурор и адвокат - студенты юридического факультета. То есть мы задействовали в учебном судебном процессе почти все профессии, которым обучаются в нашем университете. И первый же эксперимент наглядно показал каждому курсанту и студенту, кто и что не доучил, не доработал, упустил, и как это всё могло сказать на их реальной работе в море. Такое новшество должно перерасти в постоянную практику.
- Кстати, а вы ощущаете себя в большей степени руководителем или педагогом?
- Безусловно, педагогом, преподавателем высшей школы. Это мое призвание. А ректорский пост был неким испытанием для меня за минувшие пять лет. Хотя до того я уже имел 12-летний опыт работы проректором. Главное, что могу отметить: ректор ты или всего лишь аспирант, ты всё время учишься. Без постоянного самообразования невозможно работать в научной среде на любой должности. А когда ты беспрестанно учишься, то весьма сложно зазнаться даже в ректорском кресле. Ведь когда перед собой всё время видишь тех, у кого есть, чему поучиться, видишь действительно великих людей, «задрать нос», возвыситься над кем-то просто невозможно.
- Могли бы вы назвать ваше главное достижение?
- Главным для меня всегда были оценки настоящих моряков, которые те давали моему преподавательскому труду. Я никогда не ходил в моря. Но как воодушевляют слова благодарности тех, кто полагает, будто я имею большой мореходный опыт!
О поколениях
- А кто для вас был примером в юные годы?
- Если вспомнить детские годы, то я хотел стать врачом - по примеру мамы. Однако меня всегда восхищал и отец, который, будучи начальником цеха на судостроительном заводе, мог работать на любом станке.
- Ваш сын пошел по вашим же стопам, он ваш коллега по вузу. А внуки?
- У меня трое внуков. Старший занимается судомодельным спортом. Два других – борьбой кудо и плаванием. О море и морской профессии пока не мечтают. Рано…
- Главный принцип воспитания моряка каков, на ваш взгляд?
- Физический труд. И это важно не только для воспитания моряка, а мужчины вообще. Это особенно актуально в современности: юные поколения уже ведь даже не назовёшь кнопочным - вокруг сенсорные гаджеты, утруждаться делать что-то руками вообще не надо. Но на самом деле необходимо уметь созидать, создавать, мастерить… Курсантов, способных теперь сделать нечто своими руками, крайне мало, и нам, педагогам, их видно сразу. А море ведь такая штука, где одними кнопками и сенсорными панелями не обойдешься.
Досье
Сергей Огай родился в 1954 г. в г. Советская Гавань Хабаровского края. В 1976 г. окончил с отличием ДВВИМУ по специальности «Судовые машины и механизмы». В 1979 г. там же начал преподавательскую деятельность ассистентом на кафедре теории и устройства судов. Прошел стажировку в Голландии, Германии и Франции по программе TASIS Евросоюза по организации учебной деятельности и научных исследований в транспортном комплексе. С 1996 г. - проректор по научной работе. С 2008 г. - ректор МГУ им. адм. Г. И. Невельского, кандидат технических наук. Женат, имеет сына, трёх внуков.
Кстати
1 июля состоялись выборы ректора Морского университета. На новый пятилетний срок коллектив университета руководителем вуза избрал Сергея Огая. «АиФ - Приморье» поздравляет Сергея Алексеевича с избранием и желает всего наилучшего!