Создание инновационной образовательной среды сказывается на успехах детей и развивает педагогов.
Общественный экспертный совет Приморского края по развитию образования провёл последнее заседание в текущем составе. Главной темой обсуждения на этот раз стали региональные инновационные площадки. Результатами работы поделились руководители четырёх из них, три из которых реализованы на базе детских садов и одна - ДВФУ.
Подход в комплексе
Детскому саду № 27 Владивостока, работающему по программе тьютор-центра, в 2015 г. присвоили статус инновационной площадки. Главная цель - создание единой линии развития ребенка на этапах до 1 класс, а и затем - до 4 класса включительно. Во время подготовки ребят водят на экскурсию в школы и приглашают к ним учащихся. При этом педагоги работают не только с воспитанниками центра, но и с их родителями. Они получают рекомендации к подготовке будущего первоклассника и знакомятся с психологическими характеристиками и особенностями детей в таком возрасте. Ребёнок находится в непрерывном процессе развития.
Деятельность другой площадки направлена на творческо-эстетическое воспитание дошкольников. Сотрудники детсада № 185 Владивостока рассказали о работе по созданию современной развивающей среды для детей. В учреждении работает музыкальный зал, кабинеты рисования, психолога с коллекциями для песочной и игротерапии, арт-мастерская, студия оригами, вокально-игровая студия и театральный кружок.
В саде № 38 Артёма цель деятельности - нравственно-патриотическое воспитание ребёнка. Руководители площадки подчеркивают, что используют при этом интегративный подход, задействовав все области развития личности, в том числе и художественно-эстетическую. А благодаря статусу инновационной площадки педагоги учреждения могут воплощать в жизнь новые проекты, такие, например, как музейная педагогика. В каждой группе сада появился мини-музей, посвящённый разным темам - природе тайги, русской избе и т. п. Работа в патриотическом направлении ведется даже в ясельной группе, которая обычно исключена из дополнительного образовательного процесса.
Кем стать?
Ещё один из представленных проектов - Малая академия экономики, менеджмента и логистики, организованная на базе Школы экономики ДВФУ. Он - для школьников старших классов, которые интересуются управленческими знаниями и намерены продолжить своё обучение в ДВФУ. Основные виды деятельности - профориентация, выявление и развитие интеллектуального потенциала, популяризация научных знаний. Кроме занятий, которые проводятся на площадках школ, академия уже два года подряд организует лагерь «Город профессий», где детям помогают определиться с выбором будущей работы.
Проект должен принести пользу не только школьникам и их родителям, но и предприятиям, которые заинтересованы в молодых перспективных и мотивированных специалистах. Как заметили в ходе заседания экспертного совета, уже есть смысл говорить, что наиболее оптимальной формой взаимодействия с учащимися в этом плане является внеаудиторная работа. Например, интерактивные занятия в игровой творческой форме, как летний лагерь.
В целом, участники инновационных площадок отмечают, что первые результаты уже дают толчки к рождению новых образовательных проектов, инициатив. Они помогают организациям привлекать партнеров и выстраивать межсетевые отношения.
Становление инновационной инфраструктуры системы образования - одна из задач реализуемой в крае государственной программы по развитию образования. На сегодняшний день новый статус имеют 23 образовательные организации, прошедшие конкурсный отбор в прошлом году. В списке участников, который как ожидается, будет изменяться с каждый годом, оказались детские сады, школы, центры творчества, учреждения дополнительного и высшего образования. Все участники должны предоставить годовые отчеты, после аудита которых специалисты решат, оставить статус учреждению или прекратить его действие.
КСТАТИ
В 2015 году краевым департаментом образования и науки разработан и прошёл общественную экспертизу Порядок признания образовательных организаций Приморья региональными инновационными площадками. Проведён конкурс на присвоение такого статуса. Его получили 23 образовательные организации. В этом году такой конкурс состоится в октябре-ноябре.
Юлия ВИЛЬДЖЮНАЙТЕ