Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Аргументы и Факты
vl.aif.ru
16+
Владивосток
Примерное время чтения: 4 минуты
38

Утильсбор перекроил рынок. Новые ставки привели к росту цен

Еженедельник «Аргументы и Факты» № 50. "АиФ-Приморье" №50 10/12/2025
Мощные машины могут превратиться лишь в воспоминания.
Мощные машины могут превратиться лишь в воспоминания. / Олег Белов / АиФ-Приморье

Введение с 1 декабря нынешнего года новых ставок утилизационного сбора на ввозимые из-за рубежа автомашины иностранных марок существенно изменило автомобильный рынок Приморья. Компании и частные импортёры вынуждены искать новые сегменты рынка, где нововведения оказались не столь критичными.

Предновогоднее ралли

Постановление Правительства РФ, радикально меняющее порядок исчисления утилизационного сбора, готовилось несколько месяцев, но его окончательные параметры вызвали шок у профессионального сообщества. Ключевое нововведение – полная ликвидация дифференцированной ставки для физических лиц, ввозящих автомобили для личного пользования с двигателями мощностью свыше 160 л. с. Теперь на них распространяются ставки, которые ранее применялись только к коммерческим импортёрам и производителям.

Новый механизм расчёта выглядит так: устанавливается базовая ставка – 20 000 рублей, определяется коэффициент, зависящий от двух ключевых параметров: рабочего объёма двигателя в литрах и его мощности в лошадиных силах. Чем выше оба показателя, тем выше коэффициент, вплоть до значений, превышающих 100, базовая ставка умножается на этот коэффициент.

В преддверии нововведения россияне массово бросились заказывать машины из-за рубежа. Расчёт простой – мощный джип из Японии при должном уходе спокойно служит более десяти лет, а ничего похожего по сочетанию характеристик, цене и надёжности на российском рынке просто нет.

Ажиотаж, охвативший таможенные посты Владивостока и Уссурийска в последнюю неделю ноября, стал самым наглядным свидетельством ожиданий рынка. Данные пресс-службы Владивостокской таможни рисуют впечатляющую картину.

За ноябрь 2025 года было оформлено 58 465 автомобилей для личного пользования. Это вдвое больше, чем в ноябре 2024 года. Выпущено по итогам месяца 44 561 транспортное средство – рост на 80% в годовом выражении. Только 30 ноября было зарегистрировано 747 пассажирских таможенных деклараций.

Реформа с беспощадной ясностью разделила автолюбителей на везунчиков и тех, кому не повезло. Разница в сроках поставки в несколько дней обернулась финансовой пропастью.

«Заказывал Toyota Cedric 2018 года в сентябре. Машина пришла 25 ноября, растаможили сразу. Утильсбор – 5200 рублей. Я так рад, что успел». Его история – пример идеального планирования, когда предвидение грядущих изменений позволило избежать колоссальных расходов, – поделился житель Владивостока Никита.

«Toyota Crown заказал заранее, понимая риски. Но была задержка на таможне. Вместо 5200 рублей – квитанция на 3,4 миллиона. Пять дней на поиск денег. Что делать – не знаю», – рассказал житель Владивостока Анатолий.

Подобные драмы в последние дни ноября разыгрывались у таможенных терминалов сотнями.

Стратегический ответ бизнеса

Импортёры автомобилей после 1 декабря были вынуждены перестраивать схемы своей работы. Их бизнес-модель, годами строившаяся на поставках популярных в регионе мощных кроссоверов и седанов из Японии и Кореи, оказалась под угрозой.

Компании, специализирующиеся на привозе машин под заказ, оперативно начали публиковать в соцсетях и на сайтах масштабные подборки автомобилей с двигателями до 160 л.с., акцентируя, что выбор по-прежнему огромен. Внимание смещается к менее мощным, но всё ещё востребованным моделям: Mazda CX-30/CX-50 — 150 л.с., Honda Vezel, Hyundai Elantra, базовым комплектациям европейских марок.

Но, как говорят автодилеры, на смену ажиотажу пришёл спад. Количество заказов в первую декаду декабря сократилось в среднем на треть. Импортёры утверждают, что даже те, кто не планировал обновлять автопарк в этом году, поддались ажиотажу и заказали машины до 1 декабря. Причём брали мощные автомобили и те, кто изначально хотел привести себе что-то попроще. Логика простая – брали с запасом. Сейчас рынок переживает так называемый откат.

Реформа ударила точечно, но по самым популярным сегментам. Фактически закрыты для частного импорта: корейские кроссоверы – Hyundai Santa Fe, Palisade, мощные версии Tucson и Kia Sportage/Sorento, китайский хит – Geely Monjaro, японские и немецкие «бюджетные премиумы» – Toyota Highlander, Subaru Levorg, BMW X5, X3 (в мощных комплектациях), 5 Series.

Но специалисты прогнозируют уже весной новое оживление рынка. Люди приспособятся к реалиям, разберутся в модельном ряде машин, которые не попали под ограничения, и снова подумают об обновлении автопарка.

Логика рынка неумолима: если ввоз новых мощных автомобилей стал экономически нецелесообразен, спрос переносится на аналоги с пробегом, уже находящиеся в России. Это немедленно запускает рост цен на вторичном рынке.

По данным площадки «Дром», Subaru Levorg 2021 года выпуска, к примеру, подорожала с 1 800 000 рублей до 2 300 000 рублей, что на 28% выше прежней цены. Honda Fit стали дороже в среднем на 200 000 рублей. Стоимость Toyota Prius 2019 года выросла на 33% – с 1 500 000 до 1 999 000 рублей, при этом эта же модель 2023 года обойдётся в 3 500 000 рублей.

Реформа утилизационного сбора, без преувеличения, стала рубежным событием для автомобильного рынка Дальнего Востока. Она изменила не только цены, но и потребительское поведение, бизнес-ландшафт и логику выбора автомобиля. Очевидно одно: эпоха доступного импорта мощных иномарок в Приморье для личного пользования завершилась 30 ноября 2025 года.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)
Подписывайтесь на АиФ в  max MAX

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах