В детском технопарке «Кванториум» во Владивостоке начались занятия
Инновационный и многообещающий федеральный проект дополнительного образования внедряется во многих регионах России.
Его цель - развитие творческого потенциала детей по актуальным научно-исследовательским и инженерно-техническим направлениям. «Кванториумы» созданы в рамках национального проекта «Образование». В столице Дальнего Востока «Кванториум» открылся в краевом Доме детского творчества. Это сделано в рамках госпрограммы «Развитие образования Приморского края» на 2013-2021 годы. Первый набор составил более 800 школьников в возрасте от 10 до 17 лет. Пока идёт установка высокотехнологичного оборудования, наставники проходят с ребятами азы обучения. Что такое квантумы и как разобраться в сей премудрости? До чего может дойти мысль юных гениев? Почему наставники «Кванториума» не любят лекции? На эти и другие вопросы ответила в интервью «АиФ-Приморью» руководитель детского технопарка Ксения ХАРЛАН.
Хождение по квантумам
- Ксения, минувшим летом «Кванториум» ярко представили на площадке перед Домом детского творчества. Получилась, можно сказать, презентация. А что сегодня представляет технопарк, переселившись под крышу?
- В помещении он будет в разы больше и грандиознее, займёт четыре этажа, 1 600 м², где разместятся оборудование, проектные зоны, музеи, библиотеки, семь лабораторий. Уже закуплено оборудование на средства Министерства просвещения на сумму более 73 млн руб., и как только окончится ремонт помещений, его установят. Все мы - сотрудники «Кванториума» и его первые ученики - ждём этого момента с нетерпением. Думаю, что самым впечатляющим станет четвёртый этаж, отведённый под лабораторию хайтек-центра, а это 130 м², сердца нашего технопарка, куда будут стекаться все лучшие идеи.
- Фантастика, да и только!
- На самом деле новое - это хорошо забытое старое. В советские времена были популярны кружки технического творчества. Только в XXI веке идея модернизирована, усовершенствована.
- Какие направления намерены развивать в «Кванториуме»?
- В технопарке первый год обучения занятия будут вестись по семи направлениям, или квантумам: промдизайнквантум, хайтек, IT-квантум, биоквантум, VR-AR-квантум, энерджиквантум, промробоквантум. Кроме того, в программу входят три дополнительных направления - математика, квантошахматы, английский. Детей распределили по разным группам в зависимости от их уровня подготовки. Добавлю, что в программу обучения входят не только инженерные умения, но и навыки критического мышления, лидерства, работы в команде, тайм-менеджмента и многое другое.
- Как заранее разобраться в особенностях каждого квантума родителям и детям?
- Сначала зайти на наш сайт, где всё подробно рассказано, можно задавать вопросы, выходя на обратную связь с педагогами. Необходимо понять момент возрастных ограничений. Рекомендованный возраст - от 10 лет. Но для некоторых направлений лучше начинать обучение позже, с 12 лет. Младшим школьникам не всегда хватает знаний, общего уровня подготовки. Нужен более осознанный выбор. Предусмотрена такая модель - допустим, ребёнок пришёл в одно направление, но на первой ступени обучения понял, что это не его. Тогда он может ходить между квантумами и пробовать свои силы дальше. Мы привлекли к работе специалиста по подростковой профориентации Марию Ларюшину, которая помогает детям определяться с выбором.
В поисках призвания
- Что вы скажете о системе обучения в «Кванториуме»?
- Она также несколько непривычна для детей и родителей. В «Кванториуме» следует пройти три образовательные ступени. Первая ступень - вводный модуль, по итогам которого проходит тестирование, дальше наставник решает, готов ли ребёнок учиться на втором, углублённом модуле, вплотную заниматься проектной деятельностью. Третья ступень - проектный модуль, где учащийся уже серьёзно работает над индивидуальным проектом. Это может быть собственная идея, госзаказ, научно-исследовательская работа. В результате должен получиться продукт, который можно показывать, внедрять в производство. Помимо этого, кванторианцы будут участвовать в конкурсах, олимпиадах. Загруженность, прямо скажу, немаленькая.
- Интересно, до чего может дойти инженерная мысль?
- В разных регионах ребята в рамках «Кванториума» создают уникальные проекты. В центральной части России 12-летний ребёнок придумал умную теплицу, на Сахалине энтузиасты собирают ветряную станцию. В Краснодаре дети решили создать мобильное приложение для слабослышащих людей, а во Владимирской области юный индивидуум пытается предотвратить или выявить на ранней стадии болезнь Альцгеймера.
Мы уже установили партнёрские отношения с вузами Владивостока, думаем, что в будущем выпускники «Кванториума» смогут получить дополнительные баллы при поступлении на ряд специальностей. Думаю, это будут весьма перспективные студенты. В первом наборе технопарка есть дети-уникумы, которые пришли со своими идеями и готовы воплощать их на самом высоком уровне.
- А кто выступает наставниками для детей? Люди увлечённые, со специальной подготовкой?
- «В «Кванториуме» занятия ведут опытные педагоги-наставники. Они прошли обучение у федерального оператора, две образовательные сессии - hard и soft. Учились командной работе, креативности, компетенции, углублённо - каждый по своим направлениям, на оборудовании. На конечном этапе наставники проходили федеральное анкетирование от Фонда новых форм развития образования, который является офисом сети детских технопарков «Кванториум» по всей России.
Двое наших наставников имеют педагогическое образование, остальные привлечены из реального сектора - дизайнеры, инженеры, архитекторы, системные администраторы, программисты, всего 20 педагогов. Старшему наставнику 36 лет, младшему - 20 лет, то есть это представители молодого поколения. Кроме того, наставники регулярно повышают свою квалификацию, участвуя в различных образовательных сессиях, мастер-классах, тренингах и других обучающих мероприятиях по всей стране и за рубежом.
- Каковы формы занятий в «Кванториуме»?
- Нет лекций в академическом смысле слова. Основная задача - заинтересовать, нацелить ребёнка на то, чтобы он сам нашёл знания, которые выльются потом в оригинальную идею. Прошло несколько дней обучения, а наши дизайнеры уже провели с детьми квест, создав модель фонарика из картона, который работает. Биологи вывели ребят из помещения на улицу, чтобы изучить окружающую среду. И это прогресс!
- Предусмотрена ли форма дистанционного обучения?
- Пока мы нацелены на муниципальное задание, наш проект - стационарный, но в будущем всё возможно. К слову, в Приморье разработано такое направление, как мобильные кванториумы, которые будут передвигаться по региону, обучать детей и преподавателей.
- Приведёте пример чудо-техники, с которой предстоит работать в «Кванториуме»?
- Очки виртуальной и смешанной реальности, мощные графические 3D-станции и принтеры, оборудование для генной инженерии. Будет даже водородная станция. Техника безопасности при этом строжайшая. Наши инженеры разрабатывали правила, учитывая любую мелочь - вплоть до того, где какой огнетушитель поставить. Дети без допуска преподавателей к оборудованию не смогут подойти, без наставника они вообще не имеют права войти в лабораторию. Инструктаж проведён. У нас в «Кванториуме» поставят первый на Дальнем Востоке робот-манипулятор. Он сможет выполнять и простейшие функции - допустим, протереть пыль, и сложные задачи - вплоть до самостоятельной сборки моделей.
ДОСЬЕ
Ксения Васильевна Харлан окончила бакалавриат по направлению «Юриспруденция» во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса и магистратуру по направлению «Менеджмент». В Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ прошла обучение по программе «Специалист по управлению персоналом». Область профессиональных интересов: повышение качества углублённых знаний обучающихся в детском технопарке «Кванториум», выявление педагогических условий повышения качества знаний кванторианцев.