«Я не фотограф, я - театральный фотограф» - говорит Нина Аловерт, и для неё это принципиально. Критик, исследователь, искусствовед, знающая наизусть каждое «па» из репертуара мирового классического балета.
В середине прошлого века она начала снимать артистов во время действия вопреки существующим традициям парадно-официальной фотосессии. В 70-е годы в поисках творческой свободы уехала в США, где живёт по сей день. Находясь в центре культурной жизни русской эмиграции третьей волны, старалась запечатлеть «прекрасные мгновения» выдающихся деятелей литературы, искусства. Среди её героев - скульптор Эрнст Неизвестный, художник Михаил Шемякин, поэт Иосиф Бродский, писатели Василий Аксёнов, Сергей Довлатов, мастер балета Михаил Барышников. Нина Аловерт привезла свои работы Во Владивосток. Уникальный проект «Соединяя берега» впервые представлен в Приморском музее им. Арсеньева.
Город преобразований
-Нина Николаевна, как вас приняла здешняя культурная элита?
- Впервые я приехала во Владивосток полтора года назад, и уже по пути из аэропорта успела влюбиться в ваш город, в его атмосфере есть что-то близкое мне. Как всякая любовь - это необъяснимо. Помню, как меня впервые потряс пейзаж Уссурийского залива: стихия океана, неподвластная человеку. Другой мир, космос! Я с удовольствием сюда вернулась, по Светланской гуляю с удовольствием, она для меня родная улица. Надо сказать, здесь тёплая отзывчивая публика. Во Владивостоке у меня появились новые друзья: Дмитрий Мотовилов, директор Приморского музея Виктор Шалай, галерист Вера Глазкова, и это большой подарок судьбы. Главный смысл моих поездок в Россию - люди, и это главная связь в прошлым.
- Вы успели посетить приморскую сцену Мариинского театра?
- В первый же вечер отправилась на премьеру «Кармен», отметив, как профессионально поставлен спектакль. Мне хорошо знаком главный балетмейстер театра Эльдар Алиев, в 90-е годы в Америке он создал превосходную балетную труппу, завоевавшую лучшие подмостки мира. Я всегда с большим удовольствием смотрю его работы в разных театрах, верю в него. Считаю, что театру повезло.
- Ещё недавно мы и не могли мечтать о постановках такого уровня…
- Появление нового театра меняет облик города, он становится важной частью его не только культурной, но и нравственной атмосферы. Вечные произведения искусства необходимы людям, как воздух. Признаюсь, и в прошлый приезд, и теперь я немного фотографировала во время действия, надеюсь, что эти работы войдут в один из будущих проектов. Так же важно, что в городе есть этнографический музей. Я успела полюбоваться на выставку животных - тигров, леопардов, медведей. Будет время - посмотрю музей более внимательно.
- Где ещё удалось побывать во Владивостоке?
- В театре имени Горького я смотрела спектакль «Заповедные дали» по мотивам повести Сергея Довлатова. Это весьма интересно, особенно понравился приём введения в действие пьесы Пушкина. Когда актёр Константин Суворин в образе поэта вышел на сцену, я даже испугалась - настолько это было неожиданно. Потом увидела, что Пушкин спектаклю к лицу - он смягчает тон постановки, придаёт верную интонацию. Отмечу и роль Татьяны, актриса Наталья Овчинникова сыграла искренне и радостно, при этом она внешне похожа на молодую Лену, жену Довлатова.
- Что вы можете сказать о других постановках по произведениям Довлатова?
- На моей памяти ещё два спектакля: один поставили в театре Маяковского, объединив многие сочинения писателя в пьесе «Новый американец». Смотрела «Заповедник» и в театре Ленсовета, где также на сцене появляется Пушкин, правда там это получилось, на мой взгляд, не совсем уместно.
Дар свыше
- Нина Николаевна, как вам удаётся фотографировать во время спектаклей, не мешая актерам и публике?
- У меня бесшумный фотоаппарат! (Улыбается) Сам корпус - обычная «мыльница», но оптика - японская, превосходная, хороший объектив. К примеру, в театре оперы и балета я сидела в ложе главного балетмейстера, снимала, никому не мешала. С другой стороны, я не работаю по секрету от персонажей своих фоторабот. Я же не папарацци, выскакивающий из-за угла, а человек, который всегда на виду.
- Фотографировать - ваше призвание?
- Я люблю не фотографию, как таковую, а театр. Начала снимать в начале 50-х годов прошлого века, первая решилась фотографировать во время действия. Этого никто не делал: актёров, танцовщиков собирали в специальных студиях на отдельных фотосессиях, нужных артистов снимали в нужных позах. Мне хотелось иметь работы, отличные от тех, которые продавались в киосках.
- Насколько сложно фотографировать в динамике, во время балета?
- Большинство балетных постановок я изучила досконально, зная последовательность движений, па, прыжков, пируэтов. Опыт приходит с годам. Считается, если из 36 снимков балетных фотографов шесть удачные - прекрасно, это уже показатель профессионализма.
- Во многих интервью вы говорите, как вам важно проникнуть в личность артиста?
- Стараюсь изо всех сил, мне необходимо установить контакт. Я снимаю не сам спектакль, а больше образ человека - актёра, танцовщика. Настраиваюсь на определённую волну. Если любишь и понимаешь артиста, всё получается. Мало того, потом целый монолог могу написать о том, что он танцевал.
- Это даётся свыше?
- Всякое искусство - мистика, которая не имеет объяснения. Допустим, откуда в человеке дар? Почему совершенно нормальный человек, вдруг выходит на сцену и перевоплощается в Гамлета? Откуда он берёт силы? Но в человеке заложены неограниченные способности, и существует эмоциональный посыл актёра в зрительный зал, его нужно поймать. В этот момент я становлюсь приемником.
Родство судеб и душ
- Не так давно вы участвовали в ток-шоу на российском телевидении «Петля одиночества», программа шла от негативного посыла. Почему согласились?
- Признаюсь, я понятия не имела, куда ввязываюсь. В одно прекрасное утро мне позвонила милейшая дама с телевидения, и попросила срочно приехать на передачу, посвящённую трём великим невозвращенцам из мира балета: Александру Годунову, Рудольфу Нурееву, Михаилу Барышникову. Войдя в зал я увидела эту жуткую вывеску: «Глоток свободы или Петля одиночества» и чуть обморок не упала. В зале сидели статисты, были люди из КГБ, никакого отношения к балету не имеющие. Сначала много рассказывали о Годунове, у которого не сложилась судьба. Но мне и друзьям Нуреева удалось перебить негатив. Ведь Нуреев, Барышников - личности состоявшиеся.
- Ваш проект «Соединяя берега», представленный в Приморском музее, носит созидательный смысл?
- Соединяя берега, я объединяю культуры разных стран. Все мы, приехавшее из России, выросли на русской культуре, она близка, дорога, мы ее любим. Так, Михаил Барышников - танцевал и руководил американским театром, но все это было основано на русской школе. Америка ему предоставила возможность свободного развития творчества. Знаете, я часто вспоминаю, как начала снимать людей в эмиграции, надеясь, что когда-нибудь не будет железного занавеса, и я смогу открыто рассказать и показать нашу жизнь. Не верилось, что это случится.
- А судьба Юлия Бриннера, предпринимателя, внук которого стал звездой Голливуда, вам знакома?
- Да, и этого человека знает весь мир. Для меня стала удивительной история эмигрантки Элеоноры Прей, которая записывала свою жизнь во Владивостоке изо дня в день. Её письма стали доступны и интересны многим людям. Это ли не чудо?
- Политическая обстановка на вас влияет?
- Это не имеет отношения к театру. В США по-прежнему много гастролируют русские театры - Вахтанговский, театр Дудина, студия Фоменко. Приезжает Сергей Юрский со своими концертами и спектаклями, для меня он неповторимая личность, живущий по своим внутренним законам. Знаю, что были с гастролями в Америке и приморские коллективы: театр им. Горького, молодежи. У нас тесная связь с Россией. Надеюсь, железного занавеса больше не будет.
ДОСЬЕ
Нина Аловерт родилась в Ленинграде, окончила исторический факультет Ленинградского университета. С 1977 г. живет в США. Широко известна во всем мире как авторитетный эксперт в области балетного искусства и фотограф. Автор многочисленных книг, принимала участие в составлении Международного балетного словаря. Статьи и снимки Нины Аловерт публикуются в ведущих изданиях мира, ее персональные выставки проходили в таких крупнейших выставочных комплексах мира. Фотографии Нины Аловерт находятся в коллекциях театральных музеев и библиотеках Петербурга, Москвы и Нью-Йорка, в частных коллекциях России и Америки.
E.zhukova.aif@mail.ru
Смотрите также:
- Приморский музей им. Арсеньева четвёртый год живёт в новом формате →
- Дмитрий Волхов: «Зваться именем божества не хочу» →
- Образцовый русский самурай →