Примерное время чтения: 9 минут
1431

Лучшая собака - дворняга, считает кинолог-спасатель Екатерина Осипович

Екатерина Осипович с питомцами.
Екатерина Осипович с питомцами. / Татьяна Меель / АиФ

Дерзкая, волевая, красивая, порой чуткая и внимательная, порой - напоминающая ураган. Всё это - о Екатерине Осипович, которая уже восемь лет работает кинологом поисково-спасательного отряда МЧС Дальнего Востока. 

Она - единственная девушка в отряде. Наравне с мужчинами сдаёт нормы ГТО, проходит над пропастью по канату, карабкается по скалам, спускается по верёвке с вертолёта. В этом году на региональных соревнованиях поисково-спасательных расчётов кинологической службы МЧС России Дальневосточного региона Екатерина и её собака Маха стали лучшими. 

Дай, Джим, на счастье лапу мне... Фото: АиФ / Татьяна Меель

Животные не мешают 

- Екатерина, любые ценности обычно прививаются в семье, в том числе и любовь к животным. Как это было в вашем случае? 

- Моё раннее детство прошло в частном доме в пригороде Владивостока, и там какая-нибудь живность всегда бегала под ногами. Собаки лаяли в будке, кошки ловили мышей… Специальным воспитанием в духе любви к животным в моей семье не занимались, это шло фоном. Но потом мы поселились в обычной городской квартире, и мне долго не разрешали заводить собаку. 

Однажды мы ехали домой на последней электричке и в пустом вагоне увидели огромного дога, привязанного к сиденью, - пожалели, взяли с собой. Дома собака заняла весь коридор, пришлось через неё всё время перешагивать. Но Сильва оказалась умной, обученной и обаятельной. С тех пор я поняла, что в принципе животное не так сильно мешает нормальной жизни в городской среде. Стала читать специальные книги о собаках, интересоваться методами дрессуры и уже в старших классах задумалась о кинологии как о будущей профессии. 

- Почему не получилось пойти прямо к цели? 

- А в Приморье просто нет специальных заведений, где обучают кинологии. Дело ещё и в том, что на работу кинологами охотнее берут парней, к девушкам относятся с недоверием. Пока училась в университете, невольно искала любые возможности заниматься собаками. Ветеринария не пришлась мне по душе. Какое-то время работала в питомнике МВД вожатой собак - выгуливала их и кормила. Потом в одной из воинских частей прошла практику в школе младшего сержантского состава, где, наконец, получила заветную «корочку», подтверждающую моё отношение к профессии. А потом… Ах, да, потом я попала в тюрьму. 

Собакам нравится ласка хозяев Фото: АиФ / Татьяна Меель

Не просто дворняга

- А это уже интересно… 

- В первом следственном изоляторе Владивостока я, как кинолог, обеспечивала поддержку конвойных объектов. Когда заключённых переводили из одного места в другое, я в составе конвоя стояла с собакой, обученной на задержание. В тот период с улицы я взяла к себе домой необыкновенную дворнягу, внешне похожую на лабрадора. Хоббит вначале был настороженным и угрюмым, с некоторой степенью агрессии, и, казалось, отлично подходил для работы в закрытом заведении. Но череда внезапных событий помешала планам. Я не сошлась характером с начальством и уволилась. Хоббита, естественно, забрала с собой. 

- А может быть, всё случилось к лучшему? 

- Наверное, мне и Хоббиту суждено было заниматься делом более благородным. Из телевизионного репортажа я узнала, что в поисково-спасательный отряд МЧС требуется кинолог. Золотистый ретривер Иллайн стал первой собакойспасателем во Владивостоке и первым моим учителем в поисково-спасательном деле. К сожалению, он не смог работать долго, его подвело здоровье, и теперь он живёт в чудесной семье как домашний любимец. В один прекрасный день я решила задействовать на тренировках Хоббита, и у нас получилось. Со временем Хоббит стал больше верить людям, в итоге обучился поиску людей, где агрессия недопустима. В 2011 году мы с Хоббитом заняли второе место на региональных соревнованиях по поиску людей. А два года назад у нас появилась Маха. Она чистокровный лабрадор с королевским именем Верджиния Мария Антуанетта. Время летит, Хоббиту 10 лет, ему уже пора на отдых, на пенсию. 

Улыбочку! Фото: АиФ / Татьяна Меель

Собачья доля 

- Задержать заключённого и отыскать пропавшего человека - задачи для одной собаки не слишком совместимые… 

- Как и у людей, у собак есть разные профессии, и способности к этим профессиям зависят от породных особенностей и личных свойств характера. Всё это нужно учитывать при выборе собачьей профессии. К примеру, собаки-спасатели при обнаружении человека подают голос. Тогда их ждёт награда, поощрение. И если собака гавкает, это не значит, что она агрессивна. 

Одни собаки не просто облают, но и не выпустят человека, другие - натасканные псы - смогут мгновенно уничтожить даже снайперов. Я знакома с основами различных видов дрессировки, но конкретно занимаюсь ПСС (поисково-спасательной службой). Считается, что лучше не смешивать специализации: чем уже направленность, тем лучше результаты. Допустим, мы не мешаем общий поиск и работу по следу. 

- Может ли работать кинологом человек, равнодушный к собакам? 

- Нет, эти животные очень эмоциональные, и когда их используют только как инструмент, они не будут работать хорошо. Собаки чувствуют, если к ним не испытывают любви. Тем временем на смену старым советским методам дрессировки, основанным на принуждении, приходят другие, где делается акцент на эмоциональный план. Допустим, когда собаке удалось достичь цели, тренеры бурно выражают восторг. Со стороны это выглядит странно, но животным такое отношение нравится. 

Тренированные собаки умеют выполнять различные команды Фото: АиФ / Татьяна Меель

- Какие поисковые случаи вам запомнились больше всего? 

- Взрыв бытового газа, который случился пять лет назад в одном из домов приморского села Воздвиженка. Тогда нас с Иллайном привезли на завал слишком поздно, когда живых людей там уже не осталось… 

Чаще вызывают в лесные зоны искать пропавших людей. В принципе, каждое дежурство в 
поисково-спасательном отряде я готовлюсь к экстремальным ситуациям. Но лучше, чтобы 
их было как можно меньше. Чтобы не взрывались дома и не пропадали дети. 

- А если найти не удаётся? 

- Это огромный стресс, и прежде всего - для собаки. Очень показательной в этой связи была работа спасателей на развалинах башен-близнецов в Америке. Когда собаки не находили там живых людей, они впадали в настоящую депрессию. Вот почему мы всё время ищем статистов (людей для тренировок по общему поиску). Чтобы животное было в форме. И если команда «Ищи» закончится провалом, то слово «ищи» скоро поменяет значение на «просто гуляй». Ведь у собак слишком конкретное мышление. 

- Екатерина, вопрос, который хотелось задать с самого начала: а почему вы работаете в тёмных очках? 

- Собаки очень умные животные и часто считывают информацию с лица хозяина. Во время тренировки есть риск неосознанно подсказать собаке, где находится пострадавший. Поэтому кинологи стараются не смотреть собаке в глаза. Ведь в настоящей ситуации поиска оглядываться на хозяина бесполезно. 

Екатерина работает с собаками в тёмных очках. Фото: АиФ / Татьяна Меель

Досье

Екатерина Осипович родилась во Владивостоке в 1982 г. С детства интересовалась кинологией. Окончила юридический факультет ДВГУ (ДВФУ). Любимая порода собак - дворняга. Главный принцип работы с животными - любовь и строгость.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах