Примерное время чтения: 6 минут
421

Магия на сцене: новый взгляд на классику

Сцена из спектакля «Капитанская дочка».
Сцена из спектакля «Капитанская дочка». Приморский краевой драматический театр молодёжи

Чуть больше года назад на сцене Театра молодёжи владивостокцы впервые увидели спектакль «Капитанская дочка» по одноимённой повести Александра Пушкина. Сегодня эта постановка любима многими зрителями и актёрами. 

Семимильными шагами

От каждого режиссёра зритель ожидает чего-то определённого. От Лидии Василенко лично я всегда жду магии, потому что это единственное слово, которое способно объяснить то, что она создаёт на сцене. 
На этот раз в её волшебных руках знакомый всем нам со школьной скамьи текст повести Александра Пушкина «Капитанская дочка».

Сцена из спектакля «Капитанская дочка». Фото: Приморский краевой драматический театр молодёжи

Моё личное восприятие классики на сцене, как представителя молодёжи, слегка затруднённое. Часть моего взросления проходила в окружении мультсериалов, игровых приставок, компьютеров и прочих гаджетов, притупляющих тягу к искусству. Ну а что уж говорить о сегодняшних школьниках, которых домой из роддома приносят с айфоном в подгузниках. Их заинтересовать спектаклем по классическому произведению невероятно сложно. Но Лидия Михайловна верит в важность этой постановки именно для молодёжи.  

- «Капитанская дочка» - история, которая рассказывает о понятиях бесследно уходящих из нашей жизни - чести, искренней любви, верности, нравственности. О них я хочу рассказать подрастающему поколению, - говорит режиссёр. 

Спектакль ставили девять месяцев, вынашивали, прямо как дитя. Инсценировку писала сама Лидия Михайловна. Изначально репетировали практически все сцены повести, а уже в процессе отбирали, что придётся вырезать из общего полотна. 

- Иногда нужно уметь отказаться от красивых театральных сцен ради цельности спектакля, что-то убрать из текста, а что-то добавить. В этом заключается талант режиссёра, - делится Василенко. – Сцена гадания и раздачи писем в повести отсутствовали, но у меня возникла в них необходимость. Хотела подчеркнуть колорит образа жизни в крепости. 

В доме у Гринёвых. Спектакль «Капитанская дочка». Фото: Приморский краевой драматический театр молодёжи

Работа над постановкой шла медленно, но, по словам режиссёра, можно было репетировать и дольше. К сожалению, в репертуарном театре такая возможность выпадает редко. Глядя на итоговый вариант спектакля, видно, что работа велась скрупулёзно. Всё продумано до мелочей. Ни в одном месте тончайшая нить, связывающая сцену с залом, не была надорвана. Спектакль смотрится на одном дыхании. Страшно моргнуть – боишься пропустить хотя бы один миг волшебства.   

Шнитке и столы

- В этой постановке я больше всего горжусь тем, что нам удалось показать именно Пушкина, его личность. Мне верится, что мы сохранили автора, благодаря чему зритель может чувствовать пушкинские строки. Это была наиважнейшая из задач постановки, - говорит режиссёр. 

Спектакль действительно сохранил дух пушкинского текста и времени. Никаких современных костюмов, словечек и жестов. От диалогов веет духом давно ушедших времён. 

Помимо героев повести на сцене и в зрительном зале звучат гениальные композиции Альфреда Шнитке. Возникает чувство, что музыка впитывается внутрь через кожу и начинает играть нервными окончаниями, топя зрителя в эмоциях. Это что-то невероятное.

Маша ухаживает за Гринёвым. Спектакль «Капитанская дочка». Фото: Приморский краевой драматический театр молодёжи

По воли художника Александра Арсененко и режиссёра полноправными героями  спектакля становятся ещё и громоздкие деревянные столы и лавки. Они не исчезают ни в одной сцене. И всегда помогают героям выражать свои чувства.  

- Я приверженец пластического театра. Для актёров очень важно пространство, в котором они играют. Декорации должны погружать их в определённое настроение, - рассказывает Александр. – Во времена Пушкина стол выполнял много функций: за ним и ели, и работали, и ставили на него гробы с усопшим… Наверное, поэтому именно этот образ пришёл мне в голову, когда я работал над декорациями. А в моём детстве мы с друзьями строили из столов корабли, дома, крепости. Вот и в спектакле из них можно построить забор, сделать преграду, соорудить лестницу. 

Дуэль Гринёва и Швабрина. Спектакль «Капитанская дочка». Фото: Приморский краевой драматический театр молодёжи

Невероятно мощная финальная сцена, в которой Маша Миронова выстраивает из столов лестницу к Императрице. Со стороны это кажется безумно сложным.    

- На самом деле столы не такие уж и неподъёмные. Тяжесть их я доигрываю, тем самым усиливая стремление героини пробиться к Императрице, - делится Мария Стратулат, исполнительница роли Маши Мироновой. - Лидия Михайловна - человек, который всегда создаёт спектакль в союзе с актёром. Стиль, идеи и задумки этого талантливого режиссера я понимаю, принимаю и готова воплощать. 

«Капитанская дочка» - спектакль, который хочется пересматривать снова и снова. Он оставляет приятное послевкусие. Всё в нём окутано каким-то магическим воздухом, охмелев от которого, трудно потом вернуться к реальности.  

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах