Несмотря на немецкое происхождение, автор картин считается русским мастером пейзажа, его лирическая проникновенная манера письма близка российской школе живописи. Лучшие произведения художника были написаны на приморской земле в 20-е годы прошлого века.
К сожалению, большинство работ Карла Каля разошлись по частным галереям и коллекциям мира. В экспозиции выставки - восемь картин, сохранившихся в фондах Приморской картинной галереи, ещё четыре полотна привезены из Дальневосточного художественного музея Хабаровска. В центре внимания - пейзаж «Лето», преподнесённый в дар госпожой Рэйко Такахаси Ирино, председателем ассоциации «Япония и Владивосток». Теперь шедевр крупнейшего импрессиониста сможет увидеть приморский зритель.
Оборванная нить
До сих пор остаётся загадкой, что заставило успешного молодого художника махнуть рукой на европейские перспективы и отправиться в противоположном направлении. Карл Каль появил
ся на свет в Риге в 1873 году, когда Латвия входила в состав Российской империи. Художественное образование получил в Дюссельдорфе, после чего оказался в Витебске. Ранние работы Каля были отмечены на крупнейшей выставке Российской академии художеств, они были направлены на Олимпиаду 1904 года в Сент-Луис.
«Во Владивосток Карл Каль приехал в 1912 году уже сложившимся мастером пейзажа, - рассказывает Светлана Руснак, главный куратор проекта. - С отличной академической подготовкой, европейским горизонтом, отмеченный на международном уровне. Думаю, что Приморье притянуло его особой световоздушной средой. Как сказал о здешнем колорите писатель Михаил Пришвин, «небо цвета Италии и холод Сибири», и Каль этого не мог не заметить. Его образы построены на контрасте холодных и тёплых тонов».
Приморский пейзаж на картинах Карла Каля передан не как экзотический, а словно близкий и родной. Будто художник здесь жил всегда. Многие пейзажи были написаны им на даче на Седанке.
«Каль - один из первых заметных импрессионистов Владивостока, - продолжает Светлана Руснак. - Он творил в интересную эпоху, когда творческая жизнь города кипела, бурлила, здесь работали художники разных направлений, особенно динамично развивался авангард».
Дальнейшая судьба Карла Каля сложилась трагически. В 1935 году он был арестован и направлен в один из лагерей Сибири, чуть позже его обвинили в шпионаже и расстреляли. О творчестве импрессиониста забыли. Подобная участь постигла многих представителей того поколения художников. На смену пришёл социалистический реализм, нить преемственности в искусстве оборвалась. «Сегодня мы знаем о Кале меньше, чем он того заслуживает, - написал в своих исследованиях искусствовед Виталий Кандыба. - Его творчество представляют считаные полотна. Это пейзажи, наполненные солнечным вибрирующим светом».
Всё только начинается
Медленно, сложно, волею судьбы или с благородной миссией, но с годами картины Карла Каля стали обнаруживаться и возвращаться в собрание Приморской картинной галереи. Интересная история связана с работой «Женский портрет». Найти уникальное произведение искусствоведу Лидии Варламовой помог случай. Она узнала, что муза Каля - Лидия Хемниц - работала в 50-е годы в одной из школ города. Дочь Татьяна сохранила портрет матери. Правда, холст истлел до дыр, оказался разрезанным на две части. После реставрации картину выставили в экспозиции галереи. Сегодня портрет хорошо известен знатокам и любителям приморского изобразительного искусства.
Пейзаж Каля «Лето» был приобретён во Владивостоке японским купцом Торазо Ирино. В 1921 году у него родился сын Ёсиро Ирино, получивший при крещении православное имя Владимир. Вскоре фирма купца обанкротилась, и его семья вернулась на родину. До самой смерти известный в стране
композитор Ирино-сан хотел вернуться во Владивосток, но приехать в закрытый город ему так и не удалось. Сегодня его супруга Рэйко Такахаси Ирино возглавляет ассоциацию «Япония и Владивосток». Она и привезла пейзаж мастера в Россию. Картине без малого 90 лет. Реставраторы отметили, что полотно неплохо сохранилось, лишь красочный слой немного потемнел. Рама у работы «родная», тех самых, 20-х годов.
«Поступление картин из зарубежных коллекций к нам происходит довольно редко, - отметила Алёна Даценко, директор Приморской государственной картинной галереи. - Это дар не только галерее, но и Владивостоку и России. Имя дарителя будет вписано во все книги и документы. В каждом уголке мира импрессионизм носит свои черты. Работы Каля особенные, холсты пропитаны различными оттенками. Если это осень, то можно явственно почувствовать запах и шуршание опавшей листвы. Каждая работа заставляет зрителя остановиться и смотреть. Карл Каль - художник огромного таланта. Исследование его творчества только начинается».
По словам работников галереи, передача этого пейзажа - отличный повод выяснить, где ещё находятся картины Каля.
«Сейчас Каль активно продаётся на международных аукционах Лондона, Нью-Йорка, Копенгагена, - добавляет Светлана Руснак. - Его картины оцениваются весьма дорого, и, когда работа такого уровня преподносится в дар, это становится неординарным событием в культурной жизни края. Художественный рынок в мире динамично развивается, и благодаря этому мы гораздо лучше стали понимать истинную ценность нашего собрания».
Выставка «Карл Каль. Импрессионизм на Дальнем Востоке» продлится в приморской столице до 18 октября. После Владивостока она отправится в Хабаровск, в Дальневосточный художественный музей.
Комментарий
Александр Лобычев, арт-критик, старший научный сотрудник Приморской картинной галереи: «Художественной истории Приморья чуть более ста лет. При этом имя Карла Каля можно поставить в тройку основоположников приморского изобразительного искусства, которые для нас дороги и значимы. Николай Штуккенберг, Павел Любарский и рядом с ними - Карл Каль. Его собрание в галерее пока немногочисленное, но в нём нет проходных работ. Это красивая русская импрессионистическая живопись с дальневосточными пейзажами. Меня удивил тот факт, что картины неплохо сохранились. Думаю, что коллекция Каля - одна из самых значимых для Приморской галереи».