Соль, вишня, скорость, свист, сено, книга... Простые слова, обозначающие на молодёжном сленге курительные смеси. Сообщения о массовых отравлениях спайсом, всё чаще приводящих к смерти, приходят со всей России. Наркотик, который таковым не считается, начав шествие с Дальнего Востока, захватил всю страну.
- Это интервенция, осознанная, целенаправленная атака на Россию, - уверен психотерапевт-нарколог Юрий Панасенко. - Геноцид нашего общества через молодёжь. Не имея будущего, нация обречена на крах. Сейчас, когда петух жареный клюнул и люди десятками умирают от спайса, за это взялись, но дело в том, что компоненты, входящие в это вещество, не попадают в список наркотических средств. Для того чтобы признать нечто наркотиком, необходимы три аспекта: юридический, медицинский и социальный. Юридически наркотических веществ в спайсе нет. Дилеры на несколько шагов опережают наше законодательство. Они добавляют новое химическое вещество, которого в списке запрещённых нет, и мы не можем такую дурную смесь признать наркотиком. И у торговцев смертью нет страха перед законом.
- Неужели нельзя провести экспертизу на психотропные составляющие?
- Закон подразумевает экспертизу на наркотическое опьянение, чтобы потом принять какие-то принудительные меры в отношении потребителя. А дилер в определённом смысле защищён законом, потому что по факту он торгует едва ли не благовониями. Надо курительные смеси поставить вне закона, а у нас курению на остановках войну объявили.
- Когда общество взорвалось, сразу приняли меры. Руководство МВД докладывает: задержано столько-то дилеров, столько-то отправлено под суд. А где же вы раньше были? Нет налаженной системы противодействия этой заразе и, что очень важно, реабилитации тех, кто уже попал в порочный круг.
- Так вы - нарколог, психиатр, вам и флаг в руки!
- Вместе с единомышленниками подготовил письмо в правительство. Цель - обратить внимание людей, принимающих решения, на катастрофическое состояние дел в области наркологии. Необходимо создать в Приморье дальневосточный центр реабилитации нарко- и алкозависимых, это реально, но необходима поддержка властей. Это большая программа, требующая немалых средств и законодательной базы. У нас нет таких центров от Сибири до Тихого океана. Акцент делается на молодёжь.
Страшнее СПИДа
- Почему именно молодёжь?
- Мы должны думать о здоровом будущем страны. Под удар попадают именно молодые, дети совсем. Это подобно инфекции. Один наркозависимый инфицирует десять человек вокруг себя! Давайте эту инфекцию изолируем, станем лечить, чтобы остальных уберечь от заразы. Счёт по краю идёт на десятки тысяч человек. Официальная статистика не даёт объективных данных, поскольку составлена на основе обращений в наркодиспансеры. Кто-то из зависимых не считает себя больным, кто-то боится, что поставят на учёт, репутация пострадает, водительских прав лишат.
А в специальной литературе говорится, что, если мы подсчитываем на тысячу населения, скажем, десять человек наркозависимых, это число надо умножить на семь-десять, по алкоголизму - на пять-семь. Цифры ужасающие, хоть караул кричи.
- И на что вы рассчитываете со своим письмом?
- Президент говорит: на развитие страны деньги есть, давайте проекты, программы! Пошли подвижки в промышленности, сельском, рыбном хозяйстве, космосе. Это правильно, но параллельно надо решать и вопросы здоровья нации. А мы здесь отстаём, в т. ч. и по программам реабилитации. Нет средств, не хватает кадров. Нет лечебных заведений, где мы можем не просто снять ломку или вывести человека из запоя, а оставить его на недельку, две, больший срок, чтобы он начал сознательный выход из зависимости. Есть видение того, как решить эту крайне острую социальную проблему.
- Программу пока примут! А народ обсуждает: не хотят лечиться - наручниками к батарее, насильно спасать, сжигать дома наркобаронов...
- Анархия, самосуд ситуацию не переломят. Сегодня остро необходим независимый комитет из специалистов - истинных патриотов страны, а не горлопанов. Орган, который бы подчинялся только президенту. Путин делает много правильного, но ведь до всего руки у него одного не дойдут. Задача комитета - подготовить беспристрастный отчёт об истинном положении дел с наркотизацией и алкоголизацией страны и разработать эффективные меры борьбы с этими явлениями. Надо срочно остановить расползание метастазов по организму общества, пока процесс не стал необратимым. Если будет поддержка на федеральном уровне, тогда и система борьбы с наркоманией, реабилитации зависимых заработает по-настоящему.
Давайте по примеру США, Европы введём полупринудительные меры. Установили наркозависимость - направляем дело в суд. Суд даёт альтернативу: лечись или отправляйся за решётку. Для этого нужен не только закон, но и современные стационары, которых у нас нет.
Ломка - не шутка
- Эти исследования необходимы по стандартам детоксикации. Всё упирается в финансирование. В больницах, куда привозят с инфарктами или инсультами, необходимое оборудование есть, в наркологии - нет. Мы говорим об инновациях, на о. Русском делают операции по последнему слову науки и техники. Всё хорошо, но почему в такой важной области, как наркология, мы застряли в позавчера? Надо срочно дооборудовать государственные наркологические стационары, чтобы всё оперативно решать, обследовать и лечить человека. Спасать его самого и общество. Не о томографе ведь речь идёт, об элементарных приборах.
Число тех, кто осознаёт, в какой кошмар они погрузились, что это смерть, огромно. В одиночку им с этим не справиться. Мы, врачи, готовы помочь. Семья важна, друзья - даже слово поддержки дорогого стоит. Многое делает церковь. Это не только медицинская, это социальная беда. Необходима система стационаров, где человек научится жить заново, на это требуются месяцы, годы. Главное ведь не довести человека лекарствами до ботанического состояния, а реабилитировать, показать ему другую жизнь. С молодыми особенно это важно: у них нет опыта, им легче сломаться, попав в зависимость. Пока не поздно, пока есть финансы и время, надо за это взяться, чтобы осадить эту опасную болезнь.
Кстати
За последние семь лет объём таких изъятий в России вырос в 130 раз, со 165 кг до 22 т. Это свидетельствует о массированной контрабанде «синтетики» из-за границы и об отлаженном за рубежом высокоскоростном процессе генерации новых химических формул. По статистике департамента здравоохранения края, в Приморье есть факты отравления «синтетикой», но о смертельных случаях информации в управление не поступало.
Тел. доверия наркоконтроля: 245-45-30, анонимно, круглосуточно.