В 2017 году гостями края по предварительным данным стали более 3,6 миллионов российских и зарубежных путешественников.
С каждым годом Приморье демонстрирует все более яркие успехи в направлении развития туристской отрасли, приближаясь к своей главной цели – превращению в туристическую Мекку. О самых ярких достижениях края в уходящем году и о том, что же способствует повышению популярности региона среди российских и иностранных гостей, о том, что делается в рамках реализации государственной программы «Развитие туризма в Приморском крае» на 2013-2020 годы, рассказал директор департамента туризма Приморского края Константин ШЕСТАКОВ.
Любимый город
- Константин Владимирович, расскажите о самых важных, по вашему мнению, достижениях отрасли в этом году?
- Давайте начнем с того, что основных направлений, которые непосредственным образом влияют на развитие сферы туризма и которые являются ключевыми в нашей работе, три. Первое - это содействие в развитии туристкой инфраструктуры Приморского края. Второе - повышение качества оказываемых услуг. И третье - продвижение туристских ресурсов региона на международных профильных рынках.
По всем из них мы вместе с Туристско-информационным центром Приморья и туристским сообществом края провели большую работу. Например, в этом году мы представили регион более чем на 80 профильных российских и зарубежных площадках. Участие в таких мероприятиях напрямую отражается на повышении узнаваемости края на международных туристских рынках и как следствие на росте туристских потоков в регион.
Также мы уделили большое внимание развитию туристской инфраструктуры. Например, в этом году мы установили целую серию знаков туристской навигации, разработали несколько красочных путеводителей по Приморью, разместили в муниципальных автобусах специальные карты с указанием достопримечательных мест, расположенных на маршруте.
Кроме того, мы сделали упор на повышении качества оказываемых услуг. Ведь, несмотря на то, что туристы к нам едут, и мы видим, что эта динамика очень яркая, необходимо сделать так, чтобы эти путешествия были не единичными, а наши гости хотели возвращаться в Приморский край снова и снова.
- Туристы оценили сделанное, а как на официальном уровне?
- Результаты нашей работы по всем трём направлениям не остались незамеченными на федеральном уровне - в середине ноября мы были признаны одним из лучших регионов России по темпам развития туризма. По итогам Всероссийского рейтинга, проведенного Министерством культуры России в 2017 году, мы заняли третью строчку, уступив первенство лишь Москве и Московской области.
Что же касается конкретных итогов всей этой деятельности, то основным показателем ее эффективности является рост въездных и внутренних туристских потоков. Точная информация появится у нас примерно в середине-конце января, но уже сейчас можно с уверенностью сказать, что Приморью есть чем гордиться - общий объём туристического въездного и внутреннего потока составил порядка 3,6 миллиона человек, что примерно на 600 тысяч человек больше, чем в 2016 году. Мы добились повышения показателей и по внутреннему туристическому потоку – порядка трёх миллионов гостей, в то время как в прошлом году мы приняли на своей земле 2,5 миллиона соотечественников. По количеству иностранных туристов в 2017 году Приморью удалось превысить рубеж в 600 тысяч (в прошлом году было 570).
Будьте, как дома
- Кто едет к нам?
Помимо традиционного потока туристов из Китайской Народной Республики, в Приморье стали стабильно набирать вес направления из Республики Корея и Японии. Самый яркий и динамичный прирост въездного турпотока показали именно туристы из Японии – 123% составил прирост по этому направлению. Республики Корея на сегодняшний день показала прирост гостей примерно 78%. Это большое и очень важное достижение Приморского края, ведь эти два направления традиционно стратегически важны для нас.
- Что послужило причиной роста турпотока из Японии и Кореи?
- Во-первых, диалог между первыми лицами наших государств и тот перечень направлений взаимодействия, который был определён в рамках Восточного экономического форума. Одним из этих направлений является гуманитарное сотрудничество, а туризм - это квинтэссенция этого сотрудничества. Говоря о развитии взаимодействия между нашими странами, мы понимаем, что оно повлечёт за собой серьезное увеличение спортивных и культурных мероприятий, которые обязательно будут вовлечены в туристские продукты.
Именно благодаря одному из таких мероприятий у нас родилась идея развивать гастрономический туризм в крае, делая упор не только на морепродукты, но и на уникальное дальневосточное гастрономическое богатство: дикоросы, ягоды, дичь, орехи, мед и многое другое.
Ещё одной причиной наращивания туристских потоков из Японии и Южной Кореи является развитие логистики - увеличение количества регулярных и прямых авиарейсов и развитие круизного сообщения между территориями. Здесь у нас тоже есть значимые успехи.
Кроме того, по официальной информации сайта владивостокского международного аэропорта, прирост на международных линиях в этом году составил 38%. И в основном это были направления из Японии, Кореи и Китая. Здесь нужно отметить большую работу, которую провели приморские туроператоры по увеличению числа туристов, путешествующих именно авиационным транспортом. Благодаря им, мы видим очень внушительные туристические потоки, которые переориентировались с автомобильных пунктов пропуска на авиационное направление.
- Почему нам так важно, чтобы туристы приезжали в Приморье с помощью авиасообщения?
- Здесь есть ряд причин. Это совсем другой турист и стоимость турпродукта с авиационной составляющей гораздо выше. Если мы говорим об автобусах, то стоимость среднего трансфера варьируется от 350 до 500 юаней, а стоимость авиационного тур-продукта поднимется до 4-5 тысяч юаней. Плюс, у туристов, которые готовы приобрести наиболее дорогой продукт, запросы к обслуживанию также существенно выше. Например, из общепита это будет не фаст-фуд, а хорошие кафе и рестораны, из объектов турпоказа - не обзорная экскурсия по центру Владивостока, а посещение уссурийской тайги, пляжей более высокого класса и т.д.
Жемчужина России
- Это правда, что туристы из центральной России теперь имеют другое представление о Приморье и начали задумываться над тем, чтобы провести свой отпуск здесь?
- Безусловно, это так. В этом году мы говорим о довольно большом приросте внутренних потоков, около полумиллиона человек. Эта цифра берется из вполне конкретного критерия - из количества российских граждан, «отметившихся» в коллективных средствах размещения: гостиницах, базах отдыха и т.п.
Недавно мы встречались с профильными экспертами, которые занимаются разработкой бизнес-планов для резидентов свободного порта, и они высказали своё намерение инвестировать деньги в развитие коллективных средств размещения на территории края. О хостелах пока речь не заходила, но мы точно обсуждали строительство комфортабельных баз отдыха на берегах Японского моря и новых гостиниц различной «звёздности».
Это говорит о том, что российский бизнес почувствовал, что туризм в Приморье является перспективным направлением, ведь без очевидных финансовых и экономических успехов в этой отрасли бизнес не принимал бы решения вложить свои собственные средства в это направление. Безусловно, в будущем это скажется на повышении качества оказания услуг для наших гостей из российских регионов и из-за рубежа.
- Расскажите поподробнее о средствах размещения. Как продвигается развитие этой инфраструктуры?
- С каждым годом у нас растет количество баз отдыха. Если 2-3 года назад на пляжах располагались одна-две базы с достойным уровнем обслуживания, то сейчас мы говорим о массовом сегменте комфортабельных баз с благоприятными условиями для семейного отдыха - от детской площадки до полноценных творческих центров, ведь дети – наши самые требовательные клиенты.
Если же говорить о средствах размещения в целом по краю, то согласно официальной государственной статистике количество мест в КСР на сегодняшний день составляет около 39 тысяч. Однако государственная статистика не учитывает малые и микропредприятия, которых у нас также становится всё больше и больше. По нашим данным, сегодня число койко-мест в коллективных средствах размещения превышает 70 тысяч. В целом в этом году прирост коллективных средств размещения составил 96%.
- А как у нас идет работа по развитию туристско-рекреационных кластеров?
- В марте текущего года был заложен первый камень долгожданного в Приморье проекта - круглогодичного аквапарка «Тёплое море». Пару недель назад врио губернатора края Андрей Тарасенко посетил Хасанский район, чтобы осмотреть территорию будущего аквапарка. На данный момент здесь работают гостиница и круглогодичный бассейн с теплой морской водой. В июле будущего года будут запущены 58 гостевых домов и конгрессный зал на 400 человек, а до конца 2018 года должен быть возведен сам аквапарк.
Также продолжает развиваться «Приморское кольцо». В течение этого года здесь прошло более 100 событийных мероприятий. Сейчас владельцы кластера перестроили арену под проведение более масштабных соревнований по дрифту, поставили новые трибуны на 5 тысяч мест и осуществляют строительство огромного экспо-центра, который уже в марте следующего года примет второй владивостокский международный автосалон.
В Уссурийске успешно работает «Изумрудная Долина» - единственный на Дальнем Востоке парк, созданный в аутентичном стиле. Уже сейчас там открыта резиденция Изумрудного Деда Мороза. В течение нескольких недель здесь будут проходить яркие новогодние мероприятия, которые привлекут в край российских и зарубежных гостей.
Безусловно, в будущем году мы продолжим работу и по развитию туристско-рекреационных кластеров, и по другим направлениям.
Фото Семёна АПАСОВА
КСТАТИ
В этом году состоялось рекордное количество судозаходов в регион - круизные лайнеры из Японии и Кореи посетили нас 14 раз.