Владивосток, АиФ-Приморье. Недавно подмечено: среди россиян, живущих на берегах Тихого океана (читай - нас с вами), в последние годы устойчиво формируется новое национальное самосознание. С одной стороны, мы здесь - в Азии - представители великой державы. С другой стороны, Россия с ее березками и бескрайними равнинами - чужбина для нас. Ведь мы - дальневосточники, дети сопок и моря. Такую идентификацию себя всё чаще можно наблюдать сегодня в молодёжной среде, особенно - в кругу студентов.
Студентка ДВФУ Валерия КУЗОРА определяет для себя истинного соотечественника (не россиянина, а дальневосточника) по... «чемодану с тиграми»:
- Я сама придумала этот термин для обозначения всей культуры, которую дальневосточник неизбежно носит с собой. Свой «чемодан с тиграми» нам определенно нужно беречь, в него можно много всего интересного положить.
Интересно, что нынешняя приморская молодёжь считает так: дальневосточник - это не просто тот, кто слушает «Мумий Тролль», ест сырой гребешок, ездит на Toyota, часто меняет автомобили и запросто посещает Китай в выходные. Просвещенное постсоветское поколение теперь осознанно ищет корни своей самобытности в произведениях Владимира АРСЕНЬЕВА, в экспозициях краевого музея, названном в честь него же, а также в истории народов - коренных и переселенных.
- Россия для меня - это часть планеты между Европой и Дальним Востоком, - говорит Валерия Кузора. - Ничего не могу поделать с собой: Приморье в моей голове с Россией никак не соотносится. Это связано с тем, что большинство проходящих у нас мероприятий чаще связывают между собой страны Азиатско-Тихоокеанского региона, нежели отдаленные части России. Мы просто мало общаемся с «западом страны», хотя и они русские, и мы.
Всё дело в конкуренции
- То, что молодежь сейчас начинает говорить о себе, как о дальневосточниках, показывает: региональная идентичность уже конкурирует с гражданской, - поясняет социальный психолог, системный консультант Юлия КОНДРАТЮК. - Идентичность - значимая часть нашей жизни. Человеку важно иметь ответ на вопрос «кто я?». Идентичность помогает сохранению группы и чувства безопасности. Для людей важно чувствовать принадлежность к группе. Именно связь со значимыми другими позволяла нам выжить и быть успешными.
Основная характеристика, которую дают, например, Владивостоку - динамичность. В самоописании встречаются такие качества, как независимость, активность и предприимчивость, часто - на грани авантюризма. Нежелание подчиняться общим правилам, особенно если они нелогичны и противоречат здравому смыслу. Развита адаптивность - ведь нужно регулярно приспосабливаться к меняющимся условиям.
Психолог отмечает, что в Приморье достаточно развиты взаимопомощь и саморегуляция. Это видно, например, по тому, как выстраивают отношения между собой местные водители. Они скорее полагаются на негласные правила, основанные на здравом смысле, чем на букву закона.
Кроме того, важным фактором является, по словам Юлии Кондратюк, то, что контактов с западной частью страны у нас меньше, чем контактов между собой и с соседями из Азии. Со стороны же «западных россиян» есть так называемая рассинхронизация во времени, незнание нашего рельефа, климата, менталитета.
- Также для наших земляков важна поликультурность, - говорит эксперт. - Это может быть объяснено влиянием моря. Ведь морские культуры характеризуются открытостью, развитостью торговых отношений, интенсивным культурным обменом. Они становятся этаким перекрестком, где люди взаимно обогащают друг друга. Дальний Восток и, в частности, Приморье, демонстрируют именно это.
«У нас не так, как у них»
Такую фразу не редко можно слышать от тех, кто переезжает жить «в Россию». Приморцы не перестают сравнивать себя, своих земляков и свои города с «подлинно русскими». И даже не желая вернуться на малую родину, всё равно подчеркивают плюсы дальневосточной самобытности. Не так давно бизнесмен Роман КОВЕЗА перебрался с востока России в Калининград.
- Типичный калининградский характер и связанный с ним ритм жизни отличаются от приморского, - замечает Роман. - На западе не любят спешить и суетиться: в деловом общении, в отличие от владивостокцев, калиниградцам приходится много раз напоминать о чем-либо и поторапливать.
Предприниматель Марина ЯКУШЕНКОВА с супругом без малого 30 лет прожили в Приморье, а теперь вернулись в родной Смоленск. И сравнивая города, разницу между людьми «там» и «здесь» они ощущают явно:
- Смоленск - город спокойный, размеренный, мы бы даже сказали, патриархальный. Приморцы же легки на подъем, предприимчивы, не желающие ждать у моря погоды. И еще приморцы более активны политически, не безразличны к тому, что происходит вокруг, как исполняет власть свои обязательства. И такой позиции часто не хватает населению в исторических русских землях.
Профессор кафедры мировой экономики ДВФУ Тагир ХУЗИЯТОВ:
- Главные торговые партнеры Приморья - Китай, Корея, Япония. Но вчем кроется главная причина того, что край с таким скрипом поворачивается лицом к мировой экономике? В столице. Раздаются в Приморье голоса даже о том, что мы - всего лишь колония Москвы. Конечно, в чистом виде мы не являемся колонией. При этом наша страна чрезвычайно и неоправданно жестко централизована. И пока существует такое положение вещей, о скором развитии регионов, в том числе дальневосточных, речи быть не может.
Бизнесмен Сальвадор РАМОН (Испания):
- Здесь совсем не Европа. И даже не Россия! Например, тот же Владивосток - очень самобытный город, не похожий ни на Петербург, ни на Москву, ни на какой-нибудь милый провинциальный Псков. Как я убедился, посетив столицу Дальнего Востока, китайцы, корейцы и японцы, толпами разгуливающие по владивостокским улицам, - это московские выдумки. Хотя влияние сопредельных стран сильно ощущается во Владивостоке. Каждый из моих приморских знакомых в совершенстве владеет палочками для еды, хорошо разбирается в странном меню китайского ресторана, а корейскую кухню все они обожают даже за домашним столом.
Рок-музыкант и телеведущий Иван ПАНФIЛОВ:
- Я на самом деле русский! А быть русским дальневосточником - и вовсе большая ответственность. И чтобы новые поколения не растекались по земному шару, нашему правительству, а в особенности местным органам власти, следует внимательней относиться к нам, жителям отдалённого региона. Сбережения генофонда - весьма серьёзная проблема. Тем более, когда речь идёт о значительном оттоке русского населения на запад.