aif.ru counter
610

Что такое Тюренчен? Во Владивостоке разгадали загадку подарка императрицы

АиФ-Приморье №48 27/11/2014
Фрагмент картины Юрия Репина «Тюренчен. В славной смерти - вечная жизнь».
Фрагмент картины Юрия Репина «Тюренчен. В славной смерти - вечная жизнь». © / Татьяна Григорьева / АиФ

Художник Илья Репин был известен современникам не только своими картинами, но и праздниками, которые он регулярно устраивал. Как сказали бы сегодня - светские тусовки с культурным уклоном. Особой популярностью пользовались как раз «Репинские среды», гостями которых были Максим Горький, Сергей Шаляпин, Корней Чуковский, Владимир Маяковский и др. Владивостоке тоже приобщился к этим праздничным встречам. 

Юрий Репин. Картина «Тюренчен. В славной смерти - вечная жизнь». Фрагмент. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

Первая прошла 19 ноября в зале Приморской картинной галереи, где сейчас представлена выставка «Репины: отец и сын». На ней-то и открылось, что объединяет картину «Тюренчен. В славной смерти - вечная жизнь» Юрия Репина и наш город. Вместе с искусствоведами корреспондент «АиФ-Приморья» разбирался в тонкостях батальной живописи и краеведения. 

О тайне

Выставка приурочена к 170-летию со дня рождения Ильи Репина. На вернисаже представлено несколько работ Ильи Ефимовича и ещё одна, самая большая - по размеру и грандиозная - по замыслу, его любимого ученика и родного сына Юрия

Нелли Мизь рассказывает об истории картины. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Мы решили сделать необычную выставку, чтобы показать единственную работу Юрия Репина, которая хранилась в запасниках, - рассказала старший научный сотрудник галереи Ольга Батиевская. - Работа обращает на себя внимание, по крайней мере, размерами - 106 х 253 см. Хотя долгие годы её не замечали, пока в 2004 г. не начались исследовательские работы по Русско-японской войне, - поведала о необычной истории полотна краевед Нелли Мизь. - Почему сегодня мы говорим о некой тайне? Возможно, потому что в советские времена было негативное отношение к семье Романовых, а картина написана по просьбе императрицы Марии Фёдоровны (матери Николая II). 

О подвиге

Сама картина - увлекательная страница в истории нашего края. Она посвящена подвигу русских солдат в Русско-японской войне. На ней изображено сражение 17-18 апреля 1904 г. под китайским посёлком Тюренчен. В основном это бойцы 11-го Восточно-Сибирского стрелкового полка, а также 12-го и рота 10-го, которая помогла выйти из окружения. В районе пограничной реки Ялу, разделяющей Корею и Китай, японское командование сосредоточило для прорыва целую армию. В задачи нашего авангарда входило только обнаружение противника и кратковременная задержка его на переправе. Но русские полки  приняли бой с превосходящими силами. Из него вышли с большими потерями, но не сломленными.

Военный историк Олег Стратиевский и профессор Геннадий Турмов подробно описали баталию и его участников. Их работа позволяла в точности воспроизвести всю картину Тюренческого боя. Русские войска оказались зажаты среди сопок. Они пытались идти в штыковую атаку, но японцы, подпуская близко, расстреливали их из пулемётов. 

Полковой священник Стефан Щербаковский, благословив солдат, сам пошёл на врага. На картине он изображён один, хотя по описанию шёл со знамённой группой и оркестром. Он первый из духовенства был награждён офицерским георгиевским орденом и стал самым молодым из батюшек, получившим столь высокую награду. 

Фрагмент картины. На переднем плане на белом коне - командир Лайминг, священник Стефан Щербаковский - на возвышенности справа. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

Подвиг Щербаковского вызвал всеобщее восхищение. О доблести русских солдат под Тюренченом вскоре узнала вся Россия. В этом бою полк потерял 26 офицеров и более 900 нижних чинов. Во время штыковой атаки погиб командир Лайминг. На картине Репина он - на белом коне. Его сменил Яблочкин. Полк прошёл всю войну и не уронил славы, добытой в бою.

О знамени и не только                                   

Затем 11-й Восточно-Сибирский полк был расквартирован во Владивостоке. В 1907 г. у него появился шеф - императрица Мария Фёдоровна. В феврале 1908 г. она пригласила делегацию военных из Владивостока в Петербург для вручения георгиевского знамени и лично принимала её. Гости преподнесли подарки: картину, на которой изображена группа офицеров со знаменем и подписью «Августейшему шефу от его верных сибирских стрелков»; в сафьяновом футляре список офицеров и марш 11-го Восточно-Сибирского полка, написанный Максом Кюссом (автором вальса «Амурские волны»). 

Георгиевские награды участников битвы. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Но это только начало, - продолжила Нелли Мизь. - После переименования 11-й полк, как и другие, стал называться Сибирским, соответственно и знамёна заменили. В 1913 г. бойцы решили вернуть свой стяг, с таким трудом сохранённый в боях. Они обратились за содействием к императрице, и она помогла. А ещё к 15-летию со дня создания полка заказала картину Юрию Репину

Почему выбор пал на него, остаётся загадкой. Сам художник никогда не был на театре военных действий. Когда он писал полотно, то пользовался той самой картиной, которую привезли посланцы из Владивостока. Юрий Ильич, изображая бой, как и его отец, добивался портретного сходства.

Об истории картины 

Знамя и картину привезли в столицу Приморья 23 марта 1913 г. Их торжественно встречали в районе Второй Речки. В 19.40 два батальона с факелами приветствовали знамя, а когда стемнело, зажгли бенгальские огни и перенесли святыню в полковую церковь. 

Узнать об истории картины пришли люди разных сословий. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

В офицерском собрании накрыли ужин, во время которого уже генерал-майор Яблочкин вручил подарок императрицы - картину «Тюренчен. В славной смерти - вечная жизнь». Она была в раме с символами императорской власти, элементами крепостной стены и фамилиями лиц, изображённых на полотне.

Во Владивостоке картина висела в здании офицерского собрания (сегодня здесь военная комендатура). Когда полк отправился на Первую мировую войну, её передали в музей Общества изучения Амурского края, затем она оказалась в музее им. Арсеньева и в 1966 г.  попала в Приморскую картинную галерею. 

Картина хранится во Владивостоке уже более века. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

- Состояние полотна вызывало тревогу, - отметила Ольга Батиевская. - В 1979 г. его привела в порядок реставратор Светлана Плешивцева. Она приготовила специальный клей на основе осетровых пород рыб и проклеила старый холст. Это называется  дублировка холста, чтобы он крепко держался, а затем миллиметр за миллиметром восстановила все осыпи красочного слоя.

Теперь мы можем любоваться этим шедевром, а «репинская среда» смогла приоткрыть завесу тайны подарка императрицы. Но точку пока ставить рано.

Историки опубликовали свои исследования о Тюренченской битве. Фото: АиФ/ Татьяна Григорьева

Кстати

Во Владивостоке в начале прошлого века был Тюренченский переулок. Он располагался за железнодорожным вокзалом и соединял ул. Нижнепортовую и Посьетскую. Сейчас на карте города его нет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах