13 апреля - Всемирный день рок-н-ролла. Весной 1954 года билл хейли записал сингл «rock around the clock» - знаковый в новом музыкальном направлении. В нашем крае тоже есть достойные продолжатели этого жанра.
Мастерство Константина ЛИ, гитариста владивостокской группы Blues Lime, высоко оценил сам Мик БОКС, лидер группы Uriah Heep. Большую роль в его жизни сыграли Ленин, Сталин и Сантана.
А начинал он в 1970-х годах в Алма-Ате в «Бумеранге», культивирующем этноджаз. Группа объехала с гастролями едва ли не все центральные города СССР. Выпустила на фирме «Мелодия» три диска-гиганта: «Семиречье» (1983), «Орнамент» (1985), «Мираж» (1986) и компакт-диск Soviet Jazz Ensemble - Boomerang (1988) в Японии. Трудно сказать, в каких странах и городах сегодня осели музыканты «Бумеранга», но его гитарист с 1995 года живёт во Владивостоке.
Детство на гастролях
- Я благодарен товарищу Сталину за то, что в 37-м он выпнул моих родителей из Приморья в Казахстан, - признание Константина звучит дико. - Без дураков! Если бы вождь народов нас туда не выселил, мои соотечественники не учились бы в школах и институтах. А мой отец не стал бы народным артистом Казахской ССР одним из первых корейцев. И музыкант я только благодаря родителям.
Отец, этнический кореец Ли Дян Сон, русское имя Николай Петрович, родился во Владивостоке в 1915 году. Вместе со своей супругой Цой Хе Сук, Аллой Захаровной, он до 1937 года работал диктором на корейском радио, где, собственно, они и познакомились. Вещание велось из краевого центра на весь край на национальном языке.
- У моего дедушки до 1924 г. была во Владивостоке врачебная практика, - продолжает Костя. - Он знал четыре языка и вёл дневник на английском языке. Но как его звали, для меня тайна. Родители о нём ничего не рассказывали, думаю, в целях безопасности. В 1924 году дедушку выслали из России как японского наймита, и он скончался в Сеуле в тюрьме, которая называлась «Западные ворота». Я хотел поехать в Сеул, чтобы почтить память деда, но в 80-е годы тюрьму снесли, и интерес к Южной Корее у меня пропал.
Репрессированных приморских корейцев в Казахстане приютил город Кызыл-Орда. Чтобы не потерять свою самобытную культуру, на новой родине переселенцы первым делом организовали школу и самодеятельный театр, где главные роли играли бывшие дикторы корейского радио. Здесь актёру Николаю Ли и присвоили звание «Заслуженный артист КаССР» за роль Ленина в спектакле «Кремлёвские куранты». Позже, в Уйгурском драмтеатре Алма-Аты, отец Константина сыграл роль вождя мирового пролетариата в спектакле «Человек с ружьём» и стал народным артистом.
- Всё мое детство прошло на гастролях с родителями. Каждые каникулы они брали меня с собой, - вспоминает музыкант. - И когда в 90-х годах во Владивосток из Алма-Аты приехал национальный корейский театр, я увидел на сцене всех тётушек, с которыми когда-то колесил по Советскому Союзу.
Стать русским
До четырёх лет Константин говорил только на корейском языке, но ему очень хотелось стать русским. Малыш каждый день смотрел в зеркало: не округляется ли у него лицо, не светлеет ли кожа? Бабушка такое желание поддерживала, говорила: «Хочешь быть русским, учись хорошо».
Его становление как творческой личности тоже началось в Кызыл-Орде, где Константин пошёл в музыкальную школу, в класс фортепиано, которую окончил в Алма-Ате. Потом эстрадноцирковая студия. Пытался учиться в художественном училище, архитектурном институте и даже в Щукинском театральном... Увы, завершить учёбу у него не хватало терпения. Терял интерес к процессу, но только не к гитаре - она с Константином со школьной скамьи. Уже в 8-м классе он играл в школьном ансамбле песни из репертуара «Самоцветов»: «Мой адрес - Советский Союз», «Там, за облаками», «Увезу тебя я в тундру»... На рок-музыку он подсел, услышав с магнитофонной ленты альбом Abraxas культового мексиканского гитариста Сантаны. Случилось это в 1974 году во время службы в армии. Альбом для Константина до сих пор музыкальная икона, а Карлос Сантана - бог.
- Мне повезло, что взяли в «Бумеранг». Его создал Тахир Ибрагимов, барабанщик ансамбля «Ариран» корейского театра. Поначалу я учился у него игре на ударных, а потом мне доверили гитару, - продолжает музыкант. - Мы выступали на различных фестивалях, много гастролировали по стране. Когда Советский Союз развалился, мама мне сказала: «Собирайся, сынок, на историческую родину». Какая родина, куда собираться? Только тогда я узнал, что родители родом из Приморья. Раньше они боялись говорить мне правду.
Во Владивосток он вернулся в 1995 году без вещей, без российского паспорта, но с гитарой. Клерки в паспортном столе брали у него деньги, обещая помочь с документами, но дальше обещаний дело не шло. Для оформления паспорта понадобилась метрика, но она осталась в Казахстане. А посылать официальный запрос никто не хотел. К счастью, мир не без добрых людей - одна из паспортисток, видя его безвыходное положение, сама запросила у коллег из Алма-Аты данные на Константина. Вручая ему паспорт, женщина сказала: «Поздравляю! Вы теперь русский».
Через два года они встретились в ресторане, Костя - на сцене с гитарой, его спасительница - за столиком с друзьями. Она сама к нему подошла и сказала, что не знает, почему помогла, хотя боялась, что он хочет «дёрнуть» куда подальше с российским паспортом.
Автограф на обед
Более десяти лет Константин играет в Blues Lime - сегодня это, пожалуй, один из самых востребованных коллективов во Владивостоке. Его приглашают на фестивали и джем-сейшены, где всегда много народу, и на закрытые вечеринки, где публика зачастую собирается не для того, чтобы слушать музыку. Но присутствие на мероприятии квартета поднимает его статус. Парни играют блюз так, как, пожалуй, никто в Приморье. Есть у них и заводные рок-н-роллы, и тягучие буги-вуги, и тяжёлый рок.
В 1997 году мастерство гитариста Ли высоко оценил его коллега, мировая знаменитость Мик Бокс прислушиваясь к исполнению. Когда пришёл черёд знаменитого проигрыша, который клавишники «хипов» наяривают на синтезаторе, Мик и вовсе отодвинул тарелку. Костя заметил, как гитарист толкнул ногой под столом Берни Шоу. Вокалист понимающе покачал головой и поднял вверх большой палец левой руки. Финальные аккорды «Июльского утра» «хипы» приветствовали аплодисментами. После чего Мик Бокс встал и ушёл. Но вскоре вернулся с... гитарой.
- Это подарок, - сказал он и протянул Константину настоящий Fender Stratocaster. Потом достал фломастер и расписался на белом пластике инструмента.
Досье
Uriah Heep - британская рокгруппа, образованная в 1969 году в Лондоне. Название заимствовано у персонажа романа Чарльза ДИККЕНСА «Дэвид Копперфильд». Uriah Heep создали свой, оригинальный вариант хард-рока, насытив его элементами арт-, джаз-рока и хэви-метала. Стилистические эксперименты группы имели существенное значение для развития рок-музыки…
Справка
Blues Lime: Сергей МОИСЕЕВ - бас-гитара и вокал, Валерий АНОХИН - ударные, Владимир БРАЖИН - клавишные, Константин Ли – гитара.
Кстати
Fender Stratocaster - модель электрогитары, разработанной в 1954 году и выпускаемой вплоть до настоящего времени. Её можно услышать на многих исторических записях таких исполнителей, как Джордж ХАРРИСОН, Эрик КЛЭПТОН, группы Pink Floyd и других суперзвёзд. Изображение Fender Stratocaster выгравировано на могилах легендарных Джими ХЕНДРИКСА и Бадди ХОЛЛИ. Наряду с Gibson Les Paul, Gibson SG и Fender Telecaster является одной из самых известных и распространённых моделей электрогитар в мире
Сергей КОЖИН