aif.ru counter
104

Женская доля и женская сила

В чём феномен семейного культурного бренда?

Куклы в Приморской картинной галерее - настоящее очарование.
Куклы в Приморской картинной галерее - настоящее очарование. © / Елена Жукова / АиФ

Выставка «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых» открылась в Парадном зале Приморской картинной галереи.

27 женских скульптур - плод коллективного творчества четырёх поколений семьи, вышедшей из небольшого села Укурик. В дорогих хрупких и очень ценных экспонатах переплелись энтостиль, эпос и легенды, фантазийность. Каждая кукла - неповторима, но всех объединяет особая технология изготовления, эстетика и образность. Это женские персонажи, несущие в себе красоту, духовную миссию и состояние души. Куклами Намдаковых восхищаются в России и за рубежом. А сами мастера бережно хранят секреты производства, передавая их поколения в поколение.

От ремесла к искусству

Главным вдохновителем уникальной идеи является скульптор мирового значения Даши Намдаков. По его эскизам создавались женские образы - земные и божественные, мистические и реальные, пластичные и утонченные. Однако история семьи ремесленников началась задолго до рождения Даши.

Они - из древних легенд
Они - из древних легенд Фото: АиФ/ Елена Жукова

Доктор культурологии, профессор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Маргарита Гомбоева рассказала посетителям галереи о своих предках. В селе Укурик они занимались в основном кожным промыслом, выделкой меха. Из этого рода вышли знатные мастеровые и ювелиры. Мужчины изготавливали приданое невестам села - сундуки, утварь, ковры. Изюминка промысла - пошив унтов, стиль которых пришёлся по душе современным модницам. По наитию бурятские мастера приближались к европейским технологиям, придумав удобную колодку, подошву.

- Стоимость одной пары обуви равнялась зарплате советского инженера, - поразила слушателей Маргарита Гомбоева.

Благодаря ежедневному кропотливому труду бурятские ремесленники стали людьми зажиточными. Их дети уезжали в города, получали высшее образование, становились врачами, архитекторами, скульпторами. Но материальные блага не искоренили в них ни трудолюбия, ни стремления созидать. Куклы стали и внезапным озарением и продолжением многолетнего ремесленничества.

Феномен творений в том, что они созданы не одним человеком, а членами большой и сплоченной семьи. Над производством кукол работает и стар, и млад - представители четырёх поколений Намдаковых. Как сказала Маргарита Гомбоева, в коллективном труде важны, прежде всего, не технология, а отношения между людьми, поддержка друг друга. Критика внутри процесса исключена. С годами в родовом доме села Укурик сформировалась социальная санкция - способность создать человеку семьи условия для определенного вида деятельности. Творческий процесс налажен и отточен.

Куклы делаются в просторной мастерской, в родительском доме. В смешанной технике и из разнообразных материалов. Скульптор Даши рисует эскиз черно-белым карандашом, высылает набросок по электронной почте, и остальные мастера семьи принимаются за дело. Мужчины делают каркасы из проволоки, выполняют работы с кожей и деревом, женщины шьют костюмы, плетут кружева и занимаются украшениями. Бабушка, которой далеко за 80 лет из волос яка изготавливает парики. Над каждым творением трудится как минимум семь человек.  В доме есть мужской цех, где работают с металлом и отливкой, и женский цех, где заготовки доводятся до совершенства.

- Обряды, ритуалы для нас источник вдохновения, - призналась доктор культурологии. - Ведь вдохновение не должно быть натужным. Настоящий шедевр рождается легко, будто человека ведёт кто-то свыше.

Куклы - не только произведения искусства для любования и восхищения. Они призваны излечивать от болезней и внутренних проблем, романтизировать повседневность, отвлекать от рутины. В куклах воплощён одухотворенный женский образ, у каждой - своя миссия и характер.

Характер в пластике

Традиция изготовления «кукол» в бурятской культуре происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам. Стилизованные фигурки были оберегом, хранителями и покровителями женского плодородия, семьи и детей.

За многовековую историю кукла преображалась, трансформировались её функции, ширился круг её использования. Сегодня на гребне волны - развитие художественной авторской куклы как отдельного вида изобразительного искусства, представляющего собой синтез скульптуры, живописи, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Изумительные рукотворные куклы погружают нас в мир, где настоящее сливается с прошлым, реальность переплетается с фантазией, сцены из жизни кочевников - с сюжетами древних мифов и буддийских легенд.

Маргарита Гомбоева говорит, что в куклах воплотилась и женская доля, и женская сила. В названиях - лишь часть смысла, намёк или ассоциация для понимания. «Материнство», «Медитация», «Хранительница тайги», «Принцесса». И неожиданно - «Дама с собачкой» или «Прогулка с черепахой». Каждая героиня несёт свою миссию. У каждой фарфоровой головки свое выражение лица. Трепет, решительность, властность, страсть, отрешённость - каких только эмоций и чувств не удалось показать в незаметных штрихах авторам. Все куклы одеты в национальные бурятские костюмы из кожи, разнообразных матриалов, затейливой вышивки, драгоценных камней и украшений.

К этим экспонатам посетительницы (логично, что большинство их них - женщины) подходят, затаив дыхание. Будто спрашивают самих себя «Неужели это я?» Экспонаты хрупкие и дорогие, поэтому смотрители постоянно контролируют, чтобы к ним не приближались слишком близко. Но так и тянет разглядеть детали, найти свое второе «я».

Как говорит художник, преподаватель ДВФУ Екатерина Кравцова, они ценные и хрупкие, - Здесь мы имеет удовольствие наблюдать явление феномена культурного бренда. Для тех, кто интересуются изобразительным искусством имя Даши Намдакова на слуху много лет. Его скульптуры - это потрясающая пластика, обобщенность, образность и связь с корнями. И куклы обладают этими качествами, хотя каждая из них индивидуальна. Семья Намдаковых нашла собственный стиль.

В итоге получился оригинальный микст этнотворчества. Сюжеты мастера черпали из древних и семейных легенд. Так, в кукле «Хранительница тайги» - воплощена легенда знатной женщины рода, которая вышла замуж за богатого принца Манчжурии, в приданое её дали 300 человек, но на новом месте их лишили земли. Женщина встала на защиту своего племени.

Фигурки хранят историю.
Фигурки хранят историю. Фото: АиФ/ Елена Жукова

Ещё один персонаж назван по-европейски «Амазонка». За этим образом скрывается удивительная история. Одна бурятская девушка вышла замуж за властного, капризного мужчину. Однажды она привезла мужа в гости в родное село. Брат понял, что сестра подвергается избиению. Женщинеудалось проучить жестокого супруга во время охоты. Когда в засаду прибежали кабаны, она навела на него ружье, но все дело закончилось сломанной ключицей. Как гласит легенда, потом они жили долго и счастливо.

- Самое трудное уловить нужное выражение лица, - уверяет Маргарита Гомбоева. - Мы создаем характер в пластике.

Когда я спрашиваю о самых юных участниках процесса изготовления кукол, праправнучка бурятских мастеровых загадочно улыбается. После значительной мхатовской паузы буднично произносит, что, к примеру, её внук начал стучать молотком в полтора года. Малыши мнут кожу. Да мало ли дел! Помогают все, едва не с колыбели.

КСТАТИ

Владивостокцы уже назвали выставку «заметным культурным событием». Она пройдет до 18 августа.



Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Газета Газета

Актуальные вопросы

  1. Где сборная по гребле готовились к Первенству мира?
  2. Почему в роддоме рассказывают о безопасности на дороге?
  3. Законно ли существовать за счет грантов?
  4. Как получить звание почетного донора в Приморье?
  5. Приморье останется без китайских яблок и персиков?
  6. За что задержан экс-глава похоронной конторы во Владивостоке?
Самое интересное в регионах
Роскачество