Выставка «Ульгер. Куклы семьи Намдаковых» открылась в Парадном зале Приморской картинной галереи.
27 женских скульптур - плод коллективного творчества четырёх поколений семьи, вышедшей из небольшого села Укурик. В дорогих хрупких и очень ценных экспонатах переплелись энтостиль, эпос и легенды, фантазийность. Каждая кукла - неповторима, но всех объединяет особая технология изготовления, эстетика и образность. Это женские персонажи, несущие в себе красоту, духовную миссию и состояние души. Куклами Намдаковых восхищаются в России и за рубежом. А сами мастера бережно хранят секреты производства, передавая их поколения в поколение.
От ремесла к искусству
Главным вдохновителем уникальной идеи является скульптор мирового значения Даши Намдаков. По его эскизам создавались женские образы - земные и божественные, мистические и реальные, пластичные и утонченные. Однако история семьи ремесленников началась задолго до рождения Даши.
Доктор культурологии, профессор Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета Маргарита Гомбоева рассказала посетителям галереи о своих предках. В селе Укурик они занимались в основном кожным промыслом, выделкой меха. Из этого рода вышли знатные мастеровые и ювелиры. Мужчины изготавливали приданое невестам села - сундуки, утварь, ковры. Изюминка промысла - пошив унтов, стиль которых пришёлся по душе современным модницам. По наитию бурятские мастера приближались к европейским технологиям, придумав удобную колодку, подошву.
- Стоимость одной пары обуви равнялась зарплате советского инженера, - поразила слушателей Маргарита Гомбоева.
Благодаря ежедневному кропотливому труду бурятские ремесленники стали людьми зажиточными. Их дети уезжали в города, получали высшее образование, становились врачами, архитекторами, скульпторами. Но материальные блага не искоренили в них ни трудолюбия, ни стремления созидать. Куклы стали и внезапным озарением и продолжением многолетнего ремесленничества.
Феномен творений в том, что они созданы не одним человеком, а членами большой и сплоченной семьи. Над производством кукол работает и стар, и млад - представители четырёх поколений Намдаковых. Как сказала Маргарита Гомбоева, в коллективном труде важны, прежде всего, не технология, а отношения между людьми, поддержка друг друга. Критика внутри процесса исключена. С годами в родовом доме села Укурик сформировалась социальная санкция - способность создать человеку семьи условия для определенного вида деятельности. Творческий процесс налажен и отточен.
Куклы делаются в просторной мастерской, в родительском доме. В смешанной технике и из разнообразных материалов. Скульптор Даши рисует эскиз черно-белым карандашом, высылает набросок по электронной почте, и остальные мастера семьи принимаются за дело. Мужчины делают каркасы из проволоки, выполняют работы с кожей и деревом, женщины шьют костюмы, плетут кружева и занимаются украшениями. Бабушка, которой далеко за 80 лет из волос яка изготавливает парики. Над каждым творением трудится как минимум семь человек. В доме есть мужской цех, где работают с металлом и отливкой, и женский цех, где заготовки доводятся до совершенства.
- Обряды, ритуалы для нас источник вдохновения, - призналась доктор культурологии. - Ведь вдохновение не должно быть натужным. Настоящий шедевр рождается легко, будто человека ведёт кто-то свыше.
Куклы - не только произведения искусства для любования и восхищения. Они призваны излечивать от болезней и внутренних проблем, романтизировать повседневность, отвлекать от рутины. В куклах воплощён одухотворенный женский образ, у каждой - своя миссия и характер.
Характер в пластике
Традиция изготовления «кукол» в бурятской культуре происходит от поклонения культу матери, священным животным, божествам. Стилизованные фигурки были оберегом, хранителями и покровителями женского плодородия, семьи и детей.
За многовековую историю кукла преображалась, трансформировались её функции, ширился круг её использования. Сегодня на гребне волны - развитие художественной авторской куклы как отдельного вида изобразительного искусства, представляющего собой синтез скульптуры, живописи, дизайна и декоративно-прикладного искусства. Изумительные рукотворные куклы погружают нас в мир, где настоящее сливается с прошлым, реальность переплетается с фантазией, сцены из жизни кочевников - с сюжетами древних мифов и буддийских легенд.
Маргарита Гомбоева говорит, что в куклах воплотилась и женская доля, и женская сила. В названиях - лишь часть смысла, намёк или ассоциация для понимания. «Материнство», «Медитация», «Хранительница тайги», «Принцесса». И неожиданно - «Дама с собачкой» или «Прогулка с черепахой». Каждая героиня несёт свою миссию. У каждой фарфоровой головки свое выражение лица. Трепет, решительность, властность, страсть, отрешённость - каких только эмоций и чувств не удалось показать в незаметных штрихах авторам. Все куклы одеты в национальные бурятские костюмы из кожи, разнообразных матриалов, затейливой вышивки, драгоценных камней и украшений.
К этим экспонатам посетительницы (логично, что большинство их них - женщины) подходят, затаив дыхание. Будто спрашивают самих себя «Неужели это я?» Экспонаты хрупкие и дорогие, поэтому смотрители постоянно контролируют, чтобы к ним не приближались слишком близко. Но так и тянет разглядеть детали, найти свое второе «я».
Как говорит художник, преподаватель ДВФУ Екатерина Кравцова, они ценные и хрупкие, - Здесь мы имеет удовольствие наблюдать явление феномена культурного бренда. Для тех, кто интересуются изобразительным искусством имя Даши Намдакова на слуху много лет. Его скульптуры - это потрясающая пластика, обобщенность, образность и связь с корнями. И куклы обладают этими качествами, хотя каждая из них индивидуальна. Семья Намдаковых нашла собственный стиль.
В итоге получился оригинальный микст этнотворчества. Сюжеты мастера черпали из древних и семейных легенд. Так, в кукле «Хранительница тайги» - воплощена легенда знатной женщины рода, которая вышла замуж за богатого принца Манчжурии, в приданое её дали 300 человек, но на новом месте их лишили земли. Женщина встала на защиту своего племени.
Ещё один персонаж назван по-европейски «Амазонка». За этим образом скрывается удивительная история. Одна бурятская девушка вышла замуж за властного, капризного мужчину. Однажды она привезла мужа в гости в родное село. Брат понял, что сестра подвергается избиению. Женщинеудалось проучить жестокого супруга во время охоты. Когда в засаду прибежали кабаны, она навела на него ружье, но все дело закончилось сломанной ключицей. Как гласит легенда, потом они жили долго и счастливо.
- Самое трудное уловить нужное выражение лица, - уверяет Маргарита Гомбоева. - Мы создаем характер в пластике.
Когда я спрашиваю о самых юных участниках процесса изготовления кукол, праправнучка бурятских мастеровых загадочно улыбается. После значительной мхатовской паузы буднично произносит, что, к примеру, её внук начал стучать молотком в полтора года. Малыши мнут кожу. Да мало ли дел! Помогают все, едва не с колыбели.
КСТАТИ
Владивостокцы уже назвали выставку «заметным культурным событием». Она пройдет до 18 августа.