За пять лет не удалось достичь договоренности о создании единой спецификации на нефть «ВСТО», экспортируемую из порта Козьмино. Об этом заявил заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацал.
Производители нефти должны договориться с другом о том, что нефть будет торговаться по одному контракту, заявил Кацал, этот вопрос также не решен. Не справилась с созданием общих правил торговли Санкт-Петербургская товарно-сырьевая биржа, на которую возлагались большие надежды. Тем не менее, убежден Игорь Кацал, у сорта «ВСТО» хорошие перспективы получить статус маркерного.
По своему классу нефть «ВСТО» соответствует малосернистой, то есть с содержанием серы до 0,6 % и плотностью до 850 кг. Если сравнивать ее с мировыми эталонами − Dubai, Brent, − то она соперничает с североморской нефтью, и очень конкурентна.
- «Транснефть» все пять лет присутствия сорта на рынке обеспечивает стабильность его качества и растущие объемы поставки. «Это главное», − убежден Кацал. - К 2018 году, по его словам, экспорт нефти может достигнуть 30 млн тонн в год, то есть сорт «ВСТО» вполне может стать маркерным сортом.
На восточном направлении работают восемь-девять игроков, сообщил Кацал, в том числе «Роснефть», «Сургутнефтегаз», средние добывающие компании – «Иркутская нефтяная компания», «Дулисьма», «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» и другие. Эти компании добывают нефть в Восточной Сибири и сдают ее в трубопроводную систему ВСТО, они и являются основными игроками на этом рынке. Кроме того, часть нефти, которая экспортируется по системе ВСТО, перенаправляется из Западной Сибири. Это в основном нефть с месторождений от Самотлора до Анжеро-Судженска.
Дальневосточный порт Козьмино находится в непосредственной близости от потребителей нефти в Азиатско-Тихоокеанском регионе, но до сих пор его цена рассчитывается по формуле по отношению к сорту Dubai, хотя его качество хуже, и производитель достаточно далеко расположен.
- Перед запуском в эксплуатацию порта «Козьмино» в конце 2009 года Минэнерго была организована рабочая группа для проработки конкретных мероприятий по созданию сорта «ВСТО» как маркерного. Однако эта работа ведется не очень активно и продуктивно. Она то возобновляется, то практически прекращается, - сообщил Кацал.
По мнению эксперта, есть много вопросов законодательного характера, которые тоже надо будет решить, – это налоги, в частности, налогообложение фьючерсных сделок, пошлины и так далее. Необходимо вносить коррективы в нормативные акты, согласовывать весь механизм с профильными министерствами и ведомствами.
- В целом, превращение сорта нефти «ВСТО» в маркерный − это достаточно интересная задача, и приступать к ее выполнению надо было гораздо раньше», − заявил Игорь Кацал.