Отмечается низкий уровня эпидемического порога среди совокупного населения на 35,4% и на 8,19%. А сарафанное радио встревоженных родителей гудит: классы редеют, школы закрываются на карантин. Говорят, что у заболевших высокая температура, которая долго не сбивается. Где найти опровержение или подтверждение панике?
В Роспотребнадзоре неофициально намекают: вирусы всё же наступают. А в поликлиниках краевого центра на удивление всё спокойно. Неужели реформы и нововведения помогли и уровень медицинского обслуживания даже в критический период поднялся до невероятных высот? Здесь мнения расходятся.
Релакс обречённым
Чихать в феврале чревато. Врачи рекомендуют: при малейших признаках заболевания - насморке, кашле, недомогании - дети не должны допускаться в сад или школу. И взрослым лучше остаться дома, чтобы не заразить окружающих, вовремя обратиться к врачу. Главный санитарный врач Приморья Дмитрий Маслов предупредил о циркуляции сразу трёх вирусов гриппа.
- С начала этого года в лечебные учреждения Приморья с простудными заболеваниями обратилось более пяти тысяч приморцев, - сообщила начальник отдела эпидемиологического надзора Валентина ВОРОНОК. - В основном это ОРВИ, из числа вирусов не гриппозной этиологии - парагрипп, аденовирусы, РС-вирусы, бокавирусы, риновирусы, метапневмовирусы, коронавирусы.
С 22 января по 5 февраля 2018 г. в Приморье работала горячая линия по вопросам профилактики гриппа и ОРВИ. Возникает резонный вопрос: почему с началом февраля всё заканчивается, ведь самую силу вирусная инфекция набирает после?
- Задавайте свои вопросы, - вздыхают по телефону горячей линии. - Хотя мы уже закрылись. Вас интересует информация по гриппу? Будет сегодня на нашем сайте.
Ждите ответа. Пейте витамины, ешьте лимоны, ходите в маске, не беритесь за поручень, за который только что держался инфицированный. Но если не привиты, пеняйте на себя, вряд ли профилактика поможет. Психологи советуют выйти из круга негативных слухов и предположений. Всё равно обречены.
- Я гонкой за переживаниями никогда не озадачиваюсь, - говорит семейный психолог Елена ЛИТОВЧЕНКО. - Не смотрю телевизор, не читаю новостные издания. Люди накручивают себя, особенно это касается многопоколенных семей, где бабушка и мама тревожные, ребёнок в такой обстановке может заболеть чем угодно. Помогают витамины, прогулки, просмотр весёлых семейных фильмов. Человек словно сосуд, нужно выливать из него плохое, добавлять хорошее.
Важно не поддерживать, не раздувать мрачные слухи, считают лекари человеческих душ. Не размножать негатив вокруг себя. Человека, который агрессивно и однозначно настроен на эпидемию, трудно переубедить. Болеть - это его личное желание.
Между тем, на картах распространения гриппа в России всё противоречиво. Одни эксперты помещают Приморье в опасной красной зоне, другие рисуют регион в зелёном расслабляющем цвете.
На что жалуетесь?
Непонятно, какой психологический фактор повлиял на вполне молодого и на вид разумного и здорового человека, который оказался в эти дни у окна регистратуры одной из поликлиник Владивостока. Нельзя не отметить, насколько уютно стало в медицинском учреждении, популярном у жителей нескольких микрорайонов. На первый взгляд, нет очередей, стены выкрашены свежей краской, у регистратуры - в помощь записывающий автомат и стулья для посетителей. Лица в окошке приветливо улыбаются.
- Они меня достали! - красный и разъярённый парень кричит в никуда. - За справками гоняют туда-сюда! Мне некогда ждать!
Старушки рядом мелко кивают буйному пациенту: мол, то ли ещё будет. Плакат над головой молодого человека предупреждает о риске раннего инсульта. Этажом выше - сцена, достойная Шекспира. Пожилая женщина, которой предстоит сложная операция, не может записаться на элементарные анализы. Сотрудница поликлиники, у которой свободных талонов просто нет, хватаясь за сердце, бросает свой пост. Очередь в лёгкой панике. Неужели кровь из вены некому брать?
- Пришла как-то к офтальмологу после операции, - жалуется пациентка пенсионного возраста. - Записалась, просидела четыре часа. Врач выходит из кабинета и говорит: «Что-то мне плохо, приходите завтра».
Из окошка регистратуры доносится пронзительный голос: «Вам куда надо-то?» Дедушка, божий одуванчик, едва держась за подоконник, просится к терапевту и невропатологу. Ему выдают талоны с большой разницей во времени. Очередь слёзно умоляет пощадить старика.
«Рыжая дама в регистратуре - это ужас! - пишут жалобу на сайте одной из поликлиник. - Хамка и невежа. Людей до слёз доводит. Таких работников не должно быть. Рыжую из регистратуры уволить». Администрация пространно отвечает, что не может изменить внешний облик сотрудницы.
- Я прихожу в поликлинику редко, когда совсем с ног сваливаюсь, - признаётся прохожая на улице. - Огорчает, что практически невозможно добиться бесплатного УЗИ и других жизненно важных обследований. Отвечают, что нет талонов, нет времени. Хотя в целом врачи неплохо к нам относятся. Терпят вредных старушек.
- Приходишь к лору, а его нет, - делится молодая женщина с ребёнком. - А так всё отлично.
- Карточку мою потеряли, - возмущается пенсионерка. - Семь тысяч потратила на анализы, теперь всё заново начинать. Врачи вроде нормальные, но они где-то далеко от твоих проблем. Им говоришь, а они в ответ - пишут, пишут и пишут. В дневной стационар хотела записаться, сказали - пейте таблетки. Уже наркоманкой стала, только и делаю, что пилюли глотаю.
Все жалобы перечислять нет смысла. Типичные и исключительные конфликтные ситуации расписаны в интернете в открытом доступе. Народ отмечает, что, несмотря на внешние перемены, очередь в регистратурах не убывает. В кабинетах - по два терапевта, душно и жарко. Большинство врачей не обеспечено компьютерами или с техникой они не в ладах. На приёме забывают померить давление.
«Даже гастроэнтеролог не пальпировала живот при жалобах на боли! Зато указала размеры печени по Курлову», - комментируют пациенты.
Вперёд на палках!
Рядом с обидными эпитетами «не больница, а цирк, богадельня», отзывы о доброте душевной, сердечности и высоком профессионализме врачей.
- Уровень обслуживание в поликлинике устраивает! - заявляет пациентка. - У меня прекрасный врач. От личности медика многое зависит.
- Изменения налицо, - говорит другая. - Раньше в регистратуре была толпа народа, занимаешь очередь в пять утра, и всё равно талонов не хватает. Сегодня проще попасть на приём даже к узкому специалисту. И обращение врачей с пациентами значительно лучше стало.
- В пределах нормы, - отвечает мужчина. - В поликлинике впервые, сравнивать не с чем.
Чем человек реже ходит по больницам, тем он счастливее. Профилактика заболеваний актуальнее с каждым годом. Здоровый образ жизни - не что-то запредельное, а вполне достижимое и реальное.
- Каждый человек должен понять, что получит - либо болезни, либо позитив и сохранение здоровья, - уверена главврач Владивостокского клинико-диагностического центра Анжела КАБИЕВА. - Мы приходим на занятия скандинавской ходьбой каждую субботу, чтобы показать горожанам, что необходимо заниматься собой. Обязательно нужна двигательная активность. И скандинавская ходьба на свежем воздухе, которую мы предлагаем людям в проекте «Прогулка с врачом», - отличный вариант для оздоровления организма и поднятия жизненного тонуса.
- Я в поликлинику вообще не хожу, - радует бабуля, бодро проходящая мимо медицинского учреждения. - Мне не надо пока. Не болею. Понятия не имею, что там происходит.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Психотерапевт Юрий ПАНАСЕНКО:
- Не врачи виноваты, а условия, которые им создали. Докладывают, что заработки у медиков растут. Но при этом идут большие сокращения, нагрузки на врачей возрастают, а денег прибавляется мало. Вместо пяти работает два специалиста с мизерной доплатой. Уставшие врачи не могут быть внимательными. Они вынуждены перекрывать две, три нормы. Непонятно, к чему эти многообещающие образовательные мероприятия, которые забирают деньги, а знаний в итоге не дают. Позитивных моментов мало. А эпидемия у нас начинается по приказу сверху. Защищаюсь просто - здоровым образом жизни.
МНЕНИЕ ВЛАСТИ
Вице-губернатор Приморья Павел СЕРЕБРЯКОВ:
- Система здравоохранения нашего региона не стоит на месте - развивается. В крае за последние четыре года сделано немало. Мы по-прежнему уделяем внимание поликлиническому звену. Необходимо продолжить работу по регулированию потоков пациентов, снижению очередей на прием. За счёт внедрения информационных технологий не только повысить эффективность организации оказания медицинской помощи гражданам, но и значительно улучшить сервис - ликвидировать очереди, хамство и поборы, которые пока ещё имеют место в ЛПУ. Это будет самый ощутимый прорыв в комфорте здравоохранения региона.
ЦИФРЫ
За последние 6 лет приток молодых специалистов в учреждения здравоохранения края составил 801 выпускник вуза и 1 722 выпускника медицинских колледжей.