Отстоять свои права и вернуть более миллиона доллраов по зарплате морякам помогло вступившее в силу в августе 2013 г. Сводная конвенция Международной организации труда (МОТ) в морском судоходстве от 2006 г., - считает Николай Суханов, председатель Совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков.
Жалоба по правилам
Ещё одним значимым событием в плане защиты прав моряков Суханов назвал проведение 30-го Международного Саммита профсоюзов моряков стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Он прошёл во Владивостоке в августе 2013 г. и собрал представителей 94 стран. Россия, к слову, впервые стала местом проведения этого представительного форума.
- Эти события сыграли и еще сыграют важную роль в деле защиты законных прав и интересов моряков, - уверен Николай Суханов. - Принятие Россией Сводной конвенции означает то, что наша страна обязуется выполнять все ранее принятые конвенции в отношении трудовой деятельности моряков. Правительство России, хоть и с некоторой задержкой, но обязало своим постановлением от 6 ноября 2013 г. Министерство транспорта и другие министерства строго выполнять принятые обязательства. Администрациям морских портов России предписано взять под особый контроль выполнение Сводной конвенции 2006 г. российскими и иностранными судовладельцами. Судовладельцы обязаны создавать морякам условия труда, которые бы соответствовали международным требованиям. А в доказательство этого судовладельцы для каждого своего судна должны получить Морской трудовой сертификат и Декларацию соответствия морским трудовым стандартам. Без наличия указанных документов морское судно не сможет оформить отход и будет задержано в порту.
Есть теперь и чёткая процедура подачи жалоб моряками в случае грубейших нарушений судовладельцами их прав. Она уже отработана на практике в ходе недель борьбы с удобными флагами, которые прошли в январе, июле и сентябре 2013 г. В ходе всех трёх акций выявлялись серьезные проблемы с соблюдением прав моряков, прежде всего, заниженная, порой просто мизерная зарплата (7 тыс. руб. и 240 долл. на т/х «Лев Яшин» в Находке) и отсутствие нормальных условий для труда и быта. Все эти нарушения были в итоге устранены.
Вплоть до ареста
Особняком стоят две забастовки, которые провели российские моряки в иностранных портах и поддержанные их профсоюзом.
Примерно также в декабре 2013 г. складывались события с бунтом экипажа теплохода «President» в южнокорейском порту Инчхон. А владельцев судов «Prok» и «SS Veles», владивостокских бизнесменов Глеба Клокова и Владимира Боброва, вовсе обвинили в использовании рабского труда моряков.
Для обеспечения исковых требований членов экипажей приходилось прибегать и к таким мерам, как арест четырёх судов приморских компаний, запрету пограничным, миграционным и портовым властям морского портов Находка и Владивосток оформления судов на выход.
- С помощью прокуратуры, судебных инстанций, благодаря сплоченности и международной солидарности моряки смогли получить задержанную заработную плату, - говорит Николай Суханов. - Тесно сотрудничаем с транспортными прокуратурами Дальнего Востока. Это позволяет оперативно решать вопросы в случае нарушения прав российских моряков. Всего в 2013 году морякам и членам их семей возвращено более одного миллиона долларов США невыплаченной зарплаты и компенсаций за гибель моряков в период работы на морских судах.
Будем жить по-новому
По мнению профсоюзного лидера, в 2014 году дальневосточные моряки смогут в полной мере почувствовать силу нововведений. Помимо формального присоединения России к Сводной конвенции МОТ 2006 года уже принят ряд нормативных документов, которые помогут эффективно отстаивать трудовые права экипажей судов. Да и судовладельцы теперь сами не заинтересованы в невыплате зарплаты, например. Ведь за это можно и должности лишиться, а не только штрафом отделаться.
- Хотя все происходит не так быстро, как хотелось бы. Надеюсь, что в этом году условия труда моряков на всех судах, заходящих в дальневосточные порты - и под российским, и под иностранным флагом - будут соответствовать нормам конвенции, - подытожил в беседе с корреспондентом «АиФ - Приморья» Николай Суханов. - Мы этого будем добиваться всеми силами.По мнению профсоюзного лидера, в 2014 году дальневосточные моряки смогут в полной мере почувствовать силу нововведений. Помимо формального присоединения России к Сводной конвенции МОТ 2006 года уже принят ряд нормативных документов, которые помогут эффективно отстаивать трудовые права экипажей судов. Да и судовладельцы теперь сами не заинтересованы в невыплате зарплаты, например. Ведь за это можно и должности лишиться, а не только штрафом отделаться.
Досье
Николай Суханов родился в 1951 г. В 1975 г. окончил ДВВИМУ, много лет ходил в море на судах Приморского морского пароходства и танкерах Республики Ирак. Работает в профсоюзе моряков с 1982 г. Живёт в Находке.