Примерное время чтения: 6 минут
494

Профсоюз помог семьям моряков вернуть более миллиона долларов

АиФ-Приморье № 06 05/02/2014
Сотрудники профсоюза объясняют морякам их права.
Сотрудники профсоюза объясняют морякам их права. пресс-служба Российского профсоюза моряков

Отстоять свои права и вернуть более миллиона доллраов по зарплате морякам помогло вступившее в силу в августе 2013 г. Сводная конвенция Международной организации труда (МОТ) в морском судоходстве от 2006 г., - считает Николай Суханов,  председатель Совета Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков.

Цифры
За последние 11 лет российский профсоюз моряков вернул дальневосточникам более 11 млн долларов невыплаченной зарплаты. Из них большая часть - 6 млн - приходится на 2008-2013 годы.
Документ устанавливает минимальные требования к морякам, работающим на судне, а также определяет требования к условиям их занятости. В нём чётко прописано, сколько может длиться рабочий день на судне, сколько и где экипаж должен отдыхать, в каких условиях проживать, как должен питаться и где может получить медицинскую помощь и социальную защиту.

Жалоба по правилам

Николай Суханов. Фото: пресс-служба Российского профсоюза моряков

Ещё одним значимым событием в плане защиты прав моряков Суханов назвал проведение 30-го Международного Саммита профсоюзов моряков стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Он прошёл во Владивостоке в августе 2013 г. и собрал представителей 94 стран. Россия, к слову, впервые стала местом проведения этого представительного форума.

- Эти события сыграли и еще сыграют важную роль в деле защиты законных прав и интересов моряков, - уверен Николай Суханов. - Принятие Россией Сводной конвенции означает то, что наша страна обязуется выполнять все ранее принятые конвенции в отношении трудовой деятельности моряков. Правительство России, хоть и с некоторой задержкой, но обязало своим постановлением от 6 ноября 2013 г. Министерство транспорта и другие министерства строго выполнять принятые обязательства. Администрациям морских портов России предписано взять под особый контроль выполнение Сводной конвенции 2006 г. российскими и иностранными судовладельцами. Судовладельцы обязаны создавать морякам условия труда, которые бы соответствовали международным требованиям. А в доказательство этого судовладельцы для каждого своего судна должны получить Морской трудовой сертификат и Декларацию соответствия морским трудовым стандартам. Без наличия указанных документов морское судно не сможет оформить отход и будет задержано в порту.

Есть теперь и чёткая процедура подачи жалоб моряками в случае грубейших нарушений  судовладельцами их прав. Она уже отработана на практике в ходе недель борьбы с удобными флагами, которые прошли в январе, июле и сентябре 2013 г. В ходе всех трёх акций выявлялись серьезные проблемы с соблюдением прав моряков, прежде всего, заниженная, порой просто мизерная зарплата (7 тыс. руб. и 240 долл. на т/х «Лев Яшин» в Находке)  и отсутствие нормальных условий для труда и быта. Все эти нарушения были в итоге устранены.

Вплоть до ареста

Особняком стоят две забастовки, которые провели российские моряки в иностранных портах и поддержанные их профсоюзом. 

Кстати
Из всех российских моряков, которые работают на судах под удобным флагом (а их около 70 тысяч), 65 тысяч, или 95%, защищены коллективным договором профсоюза моряков.
Теплоход «Чорон», экипаж которого добивался полного расчета,  простоял в турецком порту Ялова с ноября 2012 г. по апрель 2013 г. Судовладелец - находкинская компания «Румб», выплатив морякам меньшую часть зарплаты в рублях, требовала от экипажа продолжения работы. В противном случае им угрожали штрафами и увольнениями. Однако в итоге по суду был дисквалифицирован генеральный директора ООО «Румб» Юрий Верещагин. Зарплату труженикам моря пришлось также взыскивать через суд. Чтобы дать делу ход, профсоюзу пришлось обращаться в Генеральную прокуратуру, Министерство транспорта, Гострудинспекцию.

Примерно также в декабре 2013 г. складывались события с бунтом экипажа теплохода «President» в южнокорейском порту Инчхон. А владельцев судов «Prok» и «SS Veles», владивостокских бизнесменов Глеба Клокова и Владимира Боброва, вовсе обвинили в использовании рабского труда моряков.

Моряки борятся за свои права Фото: пресс-служба Российского профсоюза моряков

Для обеспечения исковых требований членов экипажей приходилось прибегать и к таким мерам, как арест четырёх судов приморских компаний, запрету пограничным, миграционным и портовым властям морского портов Находка и Владивосток оформления судов на выход.

- С помощью прокуратуры, судебных инстанций, благодаря сплоченности и международной солидарности моряки смогли получить задержанную заработную плату, - говорит Николай Суханов. -  Тесно сотрудничаем с транспортными прокуратурами Дальнего Востока. Это позволяет оперативно решать вопросы в случае нарушения прав российских моряков. Всего в 2013 году морякам и членам их семей возвращено более одного миллиона долларов США невыплаченной зарплаты и компенсаций за гибель моряков в период работы на морских судах.

Будем жить по-новому

По мнению профсоюзного лидера, в 2014 году дальневосточные моряки смогут в полной мере почувствовать силу нововведений. Помимо формального присоединения России к Сводной конвенции МОТ 2006 года уже принят ряд нормативных документов, которые помогут эффективно отстаивать трудовые права экипажей судов. Да и судовладельцы теперь сами не заинтересованы в невыплате зарплаты, например. Ведь за это можно и должности лишиться, а не только штрафом отделаться.

- Хотя все происходит не так быстро, как хотелось бы. Надеюсь, что в этом году условия труда моряков на всех судах, заходящих в дальневосточные порты - и под российским, и под иностранным флагом - будут соответствовать нормам конвенции, - подытожил в беседе с корреспондентом «АиФ - Приморья» Николай Суханов. - Мы этого будем добиваться всеми силами.По мнению профсоюзного лидера, в 2014 году дальневосточные моряки смогут в полной мере почувствовать силу нововведений. Помимо формального присоединения России к Сводной конвенции МОТ 2006 года уже принят ряд нормативных документов, которые помогут эффективно отстаивать трудовые права экипажей судов. Да и судовладельцы теперь сами не заинтересованы в невыплате зарплаты, например. Ведь за это можно и должности лишиться, а не только штрафом отделаться.

Досье

Николай Суханов родился в 1951 г. В 1975 г. окончил ДВВИМУ, много лет ходил в море на судах Приморского морского пароходства и танкерах Республики Ирак. Работает в профсоюзе моряков с 1982 г. Живёт в Находке.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах