В некоторых учебных заведениях физкультура ушла на задний план.
Почему произошла такая деформация в нашем сознании, как вернуть её в школу и, соответственно, силу и здоровье детям, своими мыслями на эту тему с читателями «АиФ-Приморья» делится педагог с 15-летним стажем, кандидат в мастера спорта, первый директор дворца спорта «Юность» во Владивостоке Валерий Семёнов.
Заразительный пример
Валерий Яковлевич приехал во Владивосток в 1965 г. после окончания физкультурного техникума в Иркутске. В краевом отделе народного образования его направили в школу-интернат № 2, хотя начинающий педагог мечтал попасть в спортивную или в общеобразовательную школу. Но никак не в интернат, который у него ассоциировалась с детским домом. Валерия уговорили попробовать. Он попробовал и… проработал 15 лет в этом учебном заведении, будущей школе-интернате имени народного учителя СССР Николая Дубинина.
- Кем я стал, каких достиг вершин, это всё благодаря личному примеру Николая Николаевича, который искренне любил детей и всячески помогал своим преподавателям. Он говорил: «Если вы хотите, чтобы дети вам поверили, любите их, смотрите им в глаза, не обманывайте их и не врите. Дети всё видят, в том числе фальшь». Эти наставления мне здорово помогли в жизни, - признаётся Валерий Яковлевич. - Когда я работал в школе, сначала учителем физкультуры, потом - истории, после окончания ДВГУ, государство выделяло большие средства на развитие физкультуры и детского спорта. Это было очень хорошее время. Даже в сельских школах спортзалы были оснащены спортивным инвентарём по полной программе. Люди старшего поколения не дадут мне соврать. Гимнастические снаряды: козлы, конь, брусья, кольца, шведские стенки, турник, маты на полу, разумеется, копье, ядро, волейбольные и баскетбольные мячи, даже боксёрские перчатки, всё это было. В нашей школе на полном обеспечении государства учились социально незащищенные дети, у кого-то не было отца, у кого-то мамы. Мы открыли для них спортивные классы, где профилирующими предметами были гимнастика, лёгкая атлетика и гандбол. В будущем из этих классов вышли спортсмены-разрядники, мастера спорта СССР, даже олимпийский чемпион.
- Наверное, вы воспитывали и учили детей по особой программе?
- Ничего подобного. У нас день начинался с зарядки. Ребята полноценно занимались физкультурой и спортом в любое свободное время. Мы проводили «День прыгуна», «День бегуна», участвовали в соревнованиях «Кожаный мяч», «Золотая шайба», устраивали шахматные турниры и легкоатлетические Олимпиады, ходили с ребятами в походы. К урокам физкультуры педагоги и школьники относились с уважением, как к одному из основных предметов. В нашем спортзале гимнастические предметы были раскрашены во все цвета радуги. Только чёрного цвета не было. Чтобы спортзал привлекал детей.
Сейчас ничего этого нет. Собственно, и уроки физкультуры канули в Лету. Их проводят все кто угодно, только не профессиональные преподаватели этого предмета. Спортивную гимнастику, лёгкую атлетику, пионербол, волейбол, баскетбол в школах забыли. Я спрашивал у директоров и завучей владивостокских школ, почему не проводятся уроки физкультуры так, как положено. Отвечают: дети слабые, упадут с козла, могут травмироваться, нет спортивной формы. Смешно! Откуда наши дети будут сильными и здоровыми, если взрослые сами отвадили ребят от здорового образа жизни! Ещё в конце 90-х годов в Приморье было 82 пионерских лагеря, в которых мы проводили спартакиады. Сейчас эти лагеря раздали в частные руки, их растащили на доски, а дети остались ни с чем. Их морально и нравственно уничтожили смартфоны и телевизоры.
Нужна моральная поддержка
С Валерием Яковлевичем трудно не согласиться. У моего приятеля сын учится в пятом классе лицея «Дальрыбвтуза». Мальчик рассказывал, что на уроках физкультуры лицеисты предоставлены сами себе, занимаются чем хотят, но только не спортом. Собственно, и настоящего физрука у них нет. В тёплое время года ребята бегают на улице, предоставленные сами себе, в непогоду - отсиживаются в спортзале. В лучшем случае бросают мячи друг в друга. А обучение в лицее платное.
Или другой пример «несерьёзного» отношения взрослых к детскому спорту. Во Владивостоке на ул. Овчинникова, 14 в цокольном помещении пятиэтажной хрущёвки размещается муниципальная Детско-юношеская спортивная школа по футболу, где директор Алексей Казанцев. Школа находится в подчинении администрации города. В прошлом году на проведение соревнований юные футболисты не получили ни рубля, в этом году им дали «крохи», чтобы как-то провести два соревнования. Стадион, который находится по соседству со школой, у ребят забрали и передали взрослым борцам и боксёрам.
- Когда государство занимается детьми и даёт достойные деньги на их развитие, то оно потом получает соответствующую отдачу от своих граждан, - говорит Валерий Семёнов. - Самое страшное, что сегодня обучение детей спортивным навыкам в спортивных школах, секциях и клубах стало образовательной услугой, за которую надо платить деньги. И большие деньги. Услуга - это очень оскорбительно. Сегодня много частных спортивных школ и секций непонятно какого направления. Они арендуют свободное время в спортивных комплексах и берут за обучение деньги. В том числе и с детей. Я считаю, что дети должны заниматься спортом бесплатно, как в Северной Корее. И не только спортом. Только тогда подрастающее поколение будет крепким и здоровым, прежде всего морально. А государство обязано поддерживать тренеров и директоров детских спортивных школ. Не дельцов в спорте, собирающих деньги с родителей, а фанатов своего дела, работающих за копейки.
До Москвы дошёл
- Считаю, что все детские спортивные школы нужно лицензировать и посмотреть, что за контингент в них работает. Тренерам и педагогам надо провести аттестацию. После чего достойным специалистам дать достойную зарплату. Нельзя всех грести под одну гребенку. Самое главное - провести аттестацию так называемых спортивных клубов, которые наплодились в каждом спортивном зале. Где культ восточных единоборств. Эти клубы прививают нашим людям азиатскую, а не российскую духовность, - считает Валерий Семёнов.
- А как быть с моральной поддержкой пропагандистов физкультуры и спорта?
- Конечно, моральная поддержка должна быть, что немаловажно. Человек должен чувствовать, что он нужен, что его ценят. Я в 25 лет получил медаль «За трудовую доблесть». Мне было приятно. Хотя считал, что работал как все мои коллеги. Я три раза предлагал в Крайспорткомитете присвоить Алексею Казанцеву звание Заслуженного отличника физической культуры. Но мне трижды отказывали: «Не за что». А он за свои деньги, своими руками, вместе с родителями из загаженного полуподвала сделал футбольную школу, куда сейчас ходят десятки ребятишек со всего города. Разве он не достоин этого звания?
- Ваше последнее место работы - дворец спорта «Юность», который вы создали…
- Это интересная история. Когда я преподавал физкультуру в строительном техникуме, у меня появилась идея создать спортивный комплекс для учителей физкультуры, которые в вечном поиске стадиона или свободного спортивного зала, где можно было бы провести открытый урок, соревнования или спартакиаду. В 1988 г. с этой идеей я пошёл в крайком партии. Я предложил создать школьный спортивный комплекс на базе одного из зданий Дворца пионеров, что напротив Покровского парка. Меня поддержали. И тут случилась загвоздка. В перечне учреждений педагогического образования не было школьного спорткомплекса. Меня уговаривали назвать комплекс спортивным клубом, но я настаивал на своём варианте названия, чтобы учителя и школьники чувствовали, что это их собственность. Мы поехали в Москву, и моё название утвердили в Министерстве спорта.
- Вернётся ли физкультура в школы?
- Всё зависит от государства. Должен быть государственный заказ на здорового человека. Вернётся, если государство будет стимулировать учителя, начнёт строить спортзалы, бассейны и в школу придут настоящие преподаватели этого предмета. И ещё, если школа повернётся к физкультуре лицом и перестанет считать уроки физкультуры второстепенными.
Иван ФЁДОРОВ
Фото Олега БЕЛОВА
Материал подготовлен в рамках проекта «АиФ-Приморья» «Быстрее, сильнее, выше»
КСТАТИ
В Приморье прошёл смотр-конкурс на лучшую организацию деятельности школьных спортивных клубов в образовательных организациях края с целью поддержки и развития массового спорта среди школьных спортивных клубов, привлечения обучающихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом, развития традиционных и наиболее популярных видов спорта, формирования здорового образа жизни.
ВРЕЗ
«В спорте нужны не дельцы, а фанаты дела».